В Москве требуют привлечь к уголовной ответственности руководство "Ленэнерго". ФАС посмотрит на две стопроцентные "дочки", которые оказались единственными достойными контрактов на 4,5 миллиарда. Удивляют и 3 миллиарда, разыгранные без проекта. Энергетики говорят, что так им спокойнее.
Федеральная антимонопольная служба России 18 мая назначила рассмотрение жалобы на ПАО "Ленэнерго". Уже через четыре дня в столице антимонопольщики внимательно посмотрят на три запроса предложений, объявленных 5 мая на "право заключения рамочных соглашений на выполнение полного комплекса проектных, изыскательских и строительно-монтажных работ (с поставкой оборудования) на электросетевых объектах, включающих в себя подготовку проектно-сметной документации для наружных и внутренних сетей электроснабжения до 110 кВ...".
"Ленэнерго" ищет исполнителей для трех филиалов: "Выборгские электрические сети", "Пригородные электрические сети" и "Гатчинские электрические сети". Начальная цена договора составляет "0" рублей. Стоимость по каждому запросу определяется через формулировку "общим объемом работ не более 990 миллионов рублей". Таким образом, на кону почти три миллиарда рублей, которые победитель получит до окончания контракта в 2020 году.
Основная претензия московского юриста Александра Кулакова, подавшего жалобу, в отсутствии определенной цены. "Это фикция, а не контракт. В документации нет проекта. Его нужно разработать. Но если нет проекта, то нет смет и обоснования цены. Это из серии "пойди туда, не знаю куда и принеси то, не знаю что". Как бизнесу идти на процедуру, если потом может оказаться, что он уйдет в минус?" - возмущается Кулаков. По его мнению, такая форма контракта направлена на заведение своих компаний, с которыми предварительно обговорены финансовые условия исполнения работ.
Кстати, Кулаков уже отметился в Ленобласти, когда оспорил дорожные конкурсы на пять миллиардов рублей. Кто-то называет его бессребренником и борцом за правду, а кто-то инструментом бизнеса.
В пресс-службе "Ленэнерго" заочно парируют: "Указанная в закупочных документах сумма – это "лимит" рамочного соглашения, в рамках которого будут проводиться конкурсные процедуры с отобранными квалифицированными подрядчиками на конкретные объекты строительства и реконструкции областной инфраструктуры в течение трех последующих лет".
Энергетики считают подобные атаки спекуляцией. "Такие жалобы являются попыткой "жонглирования" терминами и нормами закона, - как показалось, с обидой отмечают в "Ленэнерго" и давят на социальную составляющую: - Возможные последствия этих жалоб – срыв сроков строительства линий, а также невозможность подключения к электросетям потребителей со стороны "Ленэнерго". Тема, кстати, для компании болезненная. Сегодня на рынке говорят о невыполнении "Ленэнерго" программы по техприсоединению, на которую головная компания "Россети" привлекла облигационный займ 15 миллиардов. В "Ленэнерго" говорят о том, что деньги остались в результате оптимизации".
По данным сайта госзакупок, на 18 мая по всем трем запросам предложений процедура приостановлена в части заключения контракта. Но эта мера пока актуальна только для одного запроса по "Гатчинским электрическим сетям". На эти работы претендует девять компаний. По двум остальным, на вечер 18 мая, ни одной заявки и нет.
Вторая претензия к "Ленэнерго", которую рассмотрит ФАС, определяется понятием "картель".
Месяц назад "Ленэнерго" заключило 9 рамочных контрактов на выполнение строительно-монтажных работ с единственным поставщиком, компанией АО "Ленэнергоспецремонт". Суммы контрактов варьируются от 190 до 500 миллионов и в общем составляют 2,99 миллиарда рублей. Стопроцентным владельцем компании является "Ленэнерго". Еще 9 контрактов но уже на проектирование с единственным поставщиком компания заключила с 25 апреля по 2 мая с АО "Энергосервисной компанией Ленэнерго" ("ЭСКЛ"). Общая сумма — 1,62 миллиарда рублей. "ЭСКЛ" также на 100 процентов принадлежит "Ленэнерго".
По мнению автора жалобы юриста Кулакова, "...действия АО "Энергосервисная компания Ленэнерго" и АО "Ленэнергоспецремонт", а также организатора закупки привели к монопольному, бесконкурентному формированию предмета закупок на подрядные работы и начальных максимальных цен на работы, выполняемые в рамках договоров, заключенных по итогам этих закупок, ...создали препятствия доступу на данный товарный рынок другим хозяйствующим субъектам...". Если проще, то в жалобе говорится о том, что в данном случае имела место не конкуренция, а кооперация.
Заявитель требует возбудить дело о нарушении антимонопольного законодательства и "...в случае установления в действиях должностных лиц "Ленэнерго", "Энергосервисная компания Ленэнерго" и "Ленэнергоспецремонт" признаков преступления, предусмотренного статьей 178 УК - "ограничение конкуренции", передать материалы дела в МВД России для рассмотрения вопроса о возбуждении уголовного дела". Максимальная планка по этой статье 6 лет колонии.
Здесь напомним, что 10 мая бывшего директора "Ленэнерго" Андрея Сорочинского и его заместителя по финансам Дениса Слепова приговорили к 4 и 3 годам колонии общего режима, соответственно. Суд установил, что оба фигуранта злоупотребили должностными полномочиями (ч. 2 ст. 201 УК РФ) при размещении свыше 13 млрд рублей на депозитах банка "Таврический" .
В "Ленэнерго" категорически не согласны с тем, что компания участвует в картельном сговоре. По мнению собеседников, те долги по техприсоединению, которые были накоплены к 2016 году, возникли, в частности, из-за ошибок в проектировании. Как сообщили в пресс-службе, это направление развивается в рамках дочерней компании "ЭСКЛ". Отмечают в "Ленэнерго" и нехватку подрядчиков, а также зачастую их неспособность выполнить взятый на себя объем работ. "95% закупок "Ленэнерго" проходит через электронные площадки, гарантируя открытость и доступность информации о проводимых закупочных процедурах", - заверяют энергетики.
По словам опрошенных экспертов, картельный сговор доказывать крайне сложно. "Для этого нужна доказательная база, сравнимая с результатами оперативно-розыскных мероприятий. IP-адреса, фиксирование встреч, связей переговоров. И все это надо умудриться сделать в легальном ключе. Просто по жалобе поднять эту волну не легко. Хотя для обывателя все выглядит действительно очевидным сговором", - отметил один из собеседников.