Жестокий приговор генералу МВД Сугробову – знак. Силовикам ткнули, кто им сторож. А впереди аналогичный суд над генералом СКР Максименко. И все началось, как при Брежневе, когда милиционеры убили майора КГБ. Так что надвигаются тучи процессов.
"На суде судья сказал: "Двадцать пять, до встречи…" - строчка песни Владимира Высоцкого, как всегда, доходчиво отражающая сталинский дух. 27 апреля судья Мосгорсуда Елена Гученкова определила бывшему генерал-лейтенанту МВД Денису Сугробову - двадцать два строгача. Остальной компании его подчиненных из семи человек досталось не слаще – от 17 до 19. Понятно, что статья 210 УК РФ – "Организация преступного сообщества" - предусматривает вплоть до пожизненного. Но так еще их не плющили.
Аналогия все же есть.
Перед новым 1981 годом в столичном метро был задержан сотрудниками милиции и убит майор КГБ Афанасьев. Причина плевая – офицер был пьян, а убили его, так как, избив, поняли, что он с Лубянки. Испугались последствий, которые бы обязательно наступили. И вызвали другое уже наступление. Это преступление, тогда не попавшее ни на одну страничку советской прессы, дало толчок агрессивному наступлению на воровство в высшем звене МВД. Было две причины так подрываться Госбезопасности. Первая – месть и гнев никто не отменял. И вторая, обязательная для тех последствий, что наступили чуть позже – застой имени пятикратного героя Леонида Брежнева себя окончательно изжил. Само время требовало очищения, и не духовного.
Через месяц после смерти дорогого нашего Леонида Ильича, также перед новым 1983 годом непотопляемого министра МВД Николая Щелокова снимают. Потом выводят из состава ЦК КПСС и гонят из партии. За пару дней перед новым 1985 годом Щелоков застрелился. Сразу после нового 1987 года муж дочери Брежнева, бывший первый заместитель министра МВД, генерал-полковник Юрий Чурбанов был арестован за взятки и приговорен к 12 годам. (Борис Ельцин его помиловал в 1993 году).
Подчеркнем – эмоция КГБ явилась детонатором накопившегося в СССР продажного пороха.
С опальным генералом Сугробовым произошло тоже самое. Если кратко, то после появления его как очень молодого начальника Департамента экономической безопасности пошла команда на разработку заместителя начальника Собственной безопасности ФСБ России Олега Феоктистова. В данном случае не важно, о чем та хитрая игра. Важно, что, во-первых, очень влиятельный полицейский решил посадить очень влиятельного чекиста. Дальше же, как говорится, первого достаточно.
К 2012 году ФСБ уже набрало ту силу, которая могла переломить хребет любому нарушившему правила игры. А правила просты: ФСБ – это сторожа всем, и в первую очередь всем правоохранителям. А Собственная безопасность Лубянки – сторожа сторожей.
Сугробова берут символично. В праздничный день, 8 мая 2014 года. Вместе с ним в камеры ушли и его соратники по борьбе. В том числе и заместитель генерал Колесников. Но если в коммунистической саге министр Щелоков застрелился, а его верный зам уехал в лагерь, то сегодня в шахматном мире комбинации другие. Сугробова надолго посадили, а Колесников, как известно, до суда не дожил. Он выбросился из столичного окна на допросе. Согласитесь, летающий генерал, в руках которого находились самые важные экономические разработки империи – это посильнее Шекспира. Но мы о другой драматургии.
Двадцать два года, до встречи – знак всем генералам и полковникам вообще. (Территориальные парни – могут не беспокоиться). В мрачном анекдоте это выглядело бы так: "Ну, полицейские, прокуроры, следкомовцы, кто хочет поработать против ФСБ?"
Здесь опять как в той мелодии Высоцкого: "Раньше б глотку я порвал за такие речи. А сейчас держу обиду, не показываю виду".
И не за горами второй процесс – над арестованным и также в прошлом могущественным начальником Собственной безопасности Следственного комитета Михаилом Максименко. У него та же статья 210. Смурные мысли у него сейчас в Лефортово. Автору же известно, что летом этого года в его дело будут введены еще высокопоставленные сотрудники СК РФ. И, скорее всего, глава СКР Александр Бастрыкин – не устоит. Еще недавно он был грозным. А сегодня он уже пятый после ФСБ, прокуратуры, Росгвардии и МВД.
Это все и называется процессами. Процессы бывают разные. Оргвыводы всегда одинаковые. Только если раньше – на тот свет, то сегодня, минимум, на пенсионный. Не исключено, что это только начало. Вспомним назидательный заголовок на "Фонтанке" - "С прошедшим вас тридцать шестым".
Безусловно, настроение и воля контрразведки – архиважный ингредиент. Но без атмосферы в стране все бы ограничилось уровнем подполковников. Помните время оборотней? Гаму было много, а до генералов никто не дотянулся.
И все смыслы будущего в голове лишь у одного человека. Только он знает, к чему это они все. И спросить страшно хочется, да не могу.
Евгений Вышенков,
47news