У жителя города Тосно Алексея Федотова вся семья – железнодорожники. И дедушка, и отец, и брат. Так что, когда встал вопрос, куда пойти работать, особо не раздумывал. Алексей пошел, а вернее, поехал по накатанной колее. Причем с хорошей скоростью – уже в 2001 году стал машинистом, а еще через два года, пройдя строжайшую «скоростную комиссию» (говорят, ее проходят не больше двух человек из десятка!), стал водить фирменный скоростной поезд «Невский экспресс».


«Зеленого!»


Именно так коллеги-машинисты напутствуют друг друга. Этот рейс № 166 Москва - Петербург 13-го августа проходил как обычно. Из Москвы выехали вовремя. Но уже в районе Малой Вишеры пришлось нагонять время. «Невский экспресс» все ускорялся. Беспокоиться было не о чем: впереди - ровное полотно, по бокам – лес да поляны. И тут раздался взрыв.


– Я его услышал сразу – аж уши заложило, – вспоминает Алексей. Дальше, по признанию машиниста-героя, в дело вступила инструкция. Там, конечно, ничего не говорится про террористический акт. Поэтому воспользовались термином «крушение». Так и было доложено руководству дороги. Правда, перед этим сначала выругался – очень жестко, по-мужски...


– Выкачал тягу, опустил токоприемники, - перечисляет пункты инструкции Федотов. Своего помощника отправил выставлять сигнальные знаки – вот-вот ожидались встречные поезда. И только убедившись, что все при деле – знаки выставлены, проводники выводят людей из сошедших с рельсов вагонов – позвонил жене. Голос дрожал, но Федотов старался говорить твердо:


– Оля, я вечером не приеду. Нас взорвали….


Ольга, сама железнодорожница, видимо, поняла – раз муж «докладывает», ситуация не смертельна. Но с тех пор то и дело набирала его мобильный, чтобы убедиться в этом. Дочка Настя не отходила от телевизора, по которому беспрерывно передавали сводки с места событий. Когда отец, наконец, доехал до дома, констатировала:


– А ты герой!


Верная подруга – жена Оля (они дружили еще подростками) – лишь обняла и заплакала.


«Я вперед не лезу, но и сзади не плетусь!»


Новоиспеченный герой озадачивается, когда его просят вспомнить, были ли еще подвиги в жизни.


– Да я простой парень, без выкрутасов...


Кошек и собак в детстве не обижал, но и от злодеев никого спасать не довелось. Девушек от грабителей тоже не защищал.


Поэтому неожиданно свалившаяся на него слава Алексею в тягость.


– В полвосьмого утра знакомые звонят: «Смотри, тебя по телику показывают!»


А что ему смотреть – ту картину с места крушения поезда он нескоро забудет. И еще будут некоторое время подрагивать руки, а голос – срываться на неестественно-бодрый.


– Вообще-то он парень спокойный, сдержанный, - поделился с нами Андрей Богомолов, и. о. начальника депо, в котором работает Алексей, – но, когда я вез его и помощника на машине с места крушения, он был очень возбужден, а это ему несвойственно.


Только повышенная эмоциональность и выдавала истинное состояние машиниста.


Но Алексею все ж таки пришлось признать, что совершил он поступок действительно героический. Ведь не к каждому же машинисту в гости нагрянет президент! Пока только президент РАО «РЖД» Владимир Якунин.


– Представляете, приехал ко мне в Тосно! – смущается Федотов. – Вот, жена мной теперь гордится. Посидели за столом, поужинали вместе… Фактически отметили второй день рождения!


А еще наш герой болеет за «Зенит». И очень расстраивается, когда любимая команда проигрывает. Может быть бело-голубые, чьи цвета так схожи с раскраской «Невского экспресса», сделают болельщику-герою подарок – в виде победы в чемпионате России.


«Ездите «Невским экспрессом!»


Как и у многих других машинистов, в кабине Федотова – чудотворная иконка. Алексей считает, что она помогла. Но, судя по всему, машинист и на Бога надеется, и сам не плошает. И сразу же после окончания внепланового отпуска, предоставленного всей бригаде в связи с ЧП, снова собирается на свой маршрут. На тот же «Невский экспресс». Без страха и упрека. Хотя беда подошла так близко: ведь раньше машинисты Октябрьской железной дороги только обсуждали теракты на других отделениях РЖД – например, на Северном Кавказе.


– Я вообще-то 16-го уже должен был в очередной рейс идти, - вспоминает Федотов. И искренне советует: – Ездите «Невским экспрессом». Всего 4 часа – и вы на месте.

 В общем-то, с такими машинистами нам никакие террористы не страшны…


Елена Гусаренко


Публикуется с сокращениями. Полная версия опубликована в свежем номере газеты «МК в Питере» 17 августа 2007 г.