Многим читателям, наверно, памятны советские времена, когда в каждом районе выходила одна-единственная газета, а число принимаемых телеканалов в Ленинградской области измерялось двумя-тремя. Ныне в условиях бурно развивающейся рыночной экономики ситуация в корне изменилась.


О сегодняшнем положении дел в районной прессе, а также перспективах развития телевидения в Ленинградской области корреспондент 47News попросил рассказать председателя комитета по информационной политике и телекоммуникациям Ленинградской области Михаила Михайличенко.


- Михаил Моисеевич, многие наши читатели интересуются перспективами развития областного телевидения. В частности, что станет с ЛОТом после окончания действия лицензии на 5-м канале?


У ЛОТа лицензия до 2010 года. Сейчас федералами принято решение не разбивать частоту на несколько лицензий. Поэтому вряд ли нашу лицензию будут продлевать. Но я не сомневаюсь, что ЛОТ в том или ином виде продолжит свою работу.


- Телеканал СТО существенно расширил вещание в Ленинградской области. Не предполагают ли областные власти в связи с этим войти в состав акционеров телекомпании?


Такие планы не проговаривались. Хотя у нас с СТО достаточно тесные отношения. Каждый летний сезон около двух миллионов петербуржцев  выезжают на дачи в Ленинградскую область. Телекомпания СТО заинтересована в сохранении этой аудитории. Соответственно - и в том, чтобы на экране присутствовали областные новости.


- Существуют ли планы развития телевещания на Ленинградскую область в целом? Известно, что были жалобы по Подпорожскому району, якобы ЛОТ там не принимает вовсе. С другой стороны сейчас много говорят о переходе на цифровое телевидение…


На самом деле ЛОТ принимается везде. Но есть проблемные зоны. В связи с этим пять лет назад были собраны заявки с тех мест, где прием ЛОТа затруднен, сформирована региональная целевая программа развития телерадиовещания и началась установка новых телепередатчиков. В том числе и в Винницах Подпорожского района. Но во время грозы передатчик вышел из строя. Сейчас идет ремонт и настройка оборудования, но нужно понимать, что возможности аналогового телевидения исчерпаны. Одна надежда - переход на цифровое телевидение. В сентябре выйдет федеральная концепция развития цифрового телевидения. И область активно включится в процесс ее реализации.


Хотелось бы обратить внимание на развитие районного телевидения, появления которого в девяностые годы никто не ожидал. С 1994-1995 годов были созданы первые частные студии кабельного телевидения. При них начали формироваться редакции. И оказалось, что это самое востребованное населением телевидение. Как только районное телевидение выходит в эфир, люди переключаются на него. Сейчас в Ленинградской области порядка 25 районных телевизионных редакций, которые рассказывают о местной жизни. Точно также произошло и с радиоредакциями. Ведь не было раньше районного радио. В районах сидели лишь собкоры Ленинградского радио, которые передавали свою информацию. Сейчас во многих район есть свои УКВ и FM радиостанции.


- А каковы перспективы развития муниципальных печатных СМИ в связи с реформой местного самоуправления (МСУ). Теперь газетам приходится печатать большое количество всевозможных правовых актов. В силу этого издания теряют привлекательность в глазах читателей. А с другой стороны увеличиваются расходы на бумагу и полиграфию. Была идея создать отдельные печатные органы, полностью посвященные публикации подобных документов. Как обстоит ситуация на сегодняшний день?


Над этим вопросом мы задумывались еще до начала реформы. В 204-х муниципальных образованиях первого уровня иметь собственные СМИ малореально. Да и ни к чему. Поэтому мы пришли к выводу, что оптимален вариант, когда районные газеты оформляют регистрацию приложений, выходящих небольшими тиражами, где бы публиковались уставы муниципальных образований, основополагающие документы, постановления и решения. Со своей стороны муниципалы платят деньги, заключая договоры с редакциями на публикацию.


У нас есть областной закон о поддержке местных СМИ. Причем в 1996 году, когда он принимался, газет в районах было порядка 20. Сейчас около сотни. И практически 70% из них область оказывает помощь. Мы финансируем до 50% расходов на полиграфию и оплачиваем бумагу. А в целом схема такая: треть расходов на издание дает область, треть муниципалы, треть редакция зарабатывает сама.


- А намерено ли правительство Ленинградской области принимать участие в подготовке местных кадров для районных СМИ?


У нас проводится большое количество семинаров по повышению квалификации для молодых журналистов из районов, помогаем выпускникам школ поступать на факультет журналистики Санкт-Петербургского государственного университета. Нельзя сказать, что районные СМИ испытывают острый дефицит кадров. Как ни странно, в петербургских газетах нечасто встретишь внештатных корреспондентов, а в Ленинградской области в половине газет есть внештатные молодежные редакции. Они ведут свои страницы. Там работают школьники 6-11 классов. И потом, войдя в профессию, закончили они журфак или нет, ребята работают дальше уже как штатные корреспонденты.


- Нет ли желания организовать подготовку журналистов в областном университете им. Пушкина?


Подобная идея прорабатывалась на базе филиала областного университета в Бокситогорске. Все упирается в финансирование. Бесплатно никто учить не будет. За деньги придти учится пока еще, наверно, не сильно готовы.


- Во многих районах, появились частные бесплатные газеты, живущие за счет рекламы. Насколько они составляют конкуренцию муниципальным печатным СМИ?


В определенной степени были опасения, что бесплатные газеты задушат нашу районную прессу. Районки сначала теряли свои тиражи, но потом все нормализовалось. Как пять лет назад их тираж стабилизировался, так он и сохраняется. Есть только сезонные падения. Летом чуть-чуть пониже, зимой чуть-чуть повыше. В целом же можно сказать, что районные СМИ достигли зрелого возраста. И теперь работают над улучшением качества.


Беседовал Владислав Гольянов