Помощник капитана, обвиненный в смерти матроса в Усть-Луге, отпущен после почти года пребывания в изоляторе. Пинг-понг уголовным делом и пять экспертиз не сняли с фигуранта перспективы посидеть. Но хоть теперь на свободе с очередным следователем.
Практически впервые в следственной практике обвиняемого в уголовном деле о смертельных побоях из изолятора отправили не в суд. Дело, правда, не прекратили — это была бы совсем сенсация, но переквалифицировали на более мягкую статью.
47news писал о начале этой истории. 16 декабря 2015 года на территории порта Усть-Луга в каюте буксира "Аглая" (занимается сбором нефтяных пятен при разливе в акватории причала - ред.) был найден мертвый 54-летний матрос. На теле погибшего обнаружили кровь и синяки. Следствие транспортной полиции возбудило уголовное дело по умышленному причинению тяжкого вреда здоровью и задержало 51-летнего помощника капитана.
Нам удалось установить хронологию событий.
15 декабря около 14 часов матрос с помощником капитана на машине поехали купить рыбы да спиртного. Купили-выпили. Приехали на судно. В районе 17 часов матрос решил сходить на плавмастерскую, расположенную метрах в 250 от судна, за каким-то тросиком. Помощник пошел вместе с ним. На плавмастерской они еще выпили. Тросик снять не получилось. Затем, в какой-то момент, со слов будущего обвиняемого, он увидел, что коллега стал медленно садиться на корточки и затем завалился на бок. Мужчина вернулся на свое судно за помощью механика, поскольку матрос весил около ста килограммов.
Когда члены экипажа вернулись за матросом, то обнаружили на его лице кровь. Как она могла образоваться, у пострадавшего было не выяснить, так как разговаривать он был не в состоянии. Вдвоем попытались вытащить коллегу с плавмастерской, но безуспешно - он еще крутился и брыкался. Его тащили волоком, то лицом, то спиной. Сходили на соседнее судно и позвали двух матросов на помощь. Вчетвером они затащили мужчину на "Аглаю". Матрос был живой и пьяный. Отмыв его теплой водой от крови, помощник капитана и механик ушли спать.
На следующее утро, 16 декабря 2015 года, экипаж нашел своего матроса мертвым. Когда на место приехали правоохранители, механик рассказал, что после того, как они притащили матроса на судно, он несколько раз с ним разговаривал, по его просьбе давал воды, слышал звук падения тела в коридоре и падения кастрюль на камбузе, где в это время он находился.
Восстановлена и хронология расследования.
Прибывший на "Аглаю" Следком на транспорте изъял с баркаса только одежду помощника капитана, в которой он переносил матроса на баркас и на которой остались следы крови. И, не дожидаясь экспертизы, которая должна была установить причину смерти, задержал подозреваемого. 22 декабря обвиняемый в избиении до смерти отправился в тюрьму.
Первая экспертиза появилась в деле только 18 января 2016 года. В ней специалисты только указали причины смерти — травмы грудной клетки и живота. О том, в какой период времени они появились, даже не высказали предположения. Тогда следователь назначил комиссионную судебно-медицинскую экспертизу по телу матроса, но снова забыл поставить перед экспертом вопрос о давности причинения телесных повреждений потерпевшему.
Как рассказал 47news адвокат обвиняемого Михаил Уткин, защита, ознакомившись с постановлением о назначении комиссионной экспертизы, сразу же заявила ходатайство о постановке перед экспертом дополнительных вопросов, в том числе о давности причинения повлекших смерть телесных повреждений. Ходатайство Конкиным было удовлетворено, однако вопросы перед экспертами так и не были поставлены. Конкин опять "забыл" их поставить. Вопрос времени причиненных и оказавшихся смертельными травм так и остался открытым.
Следователь назначил вторую экспертизу. И снова она ушла к экспертам без нужного вопроса. Только в мае 2016, спустя полгода с начала ареста помощника капитана, к специалистам ушел нужный запрос. Удивительно, но сотрудники Ленинградского областного бюро судебно-медицинской экспертизы не смогли точно определить давность причинения телесных повреждений, повлекших смерть. "Несколько часов", - туманно предположили они.
Тогда адвокаты, по словам Уткина, сами решили с копией материалов обратиться в филиал № 1 ФГКУ "111 Главный государственный центр судебно-медицинских и криминалистических экспертиз" Министерства обороны Российской Федерации. Военные специалисты на третий раз оказались точнее. Они определили нужный период "с 23 часов 15.12.2015 до 02 часов 16.12.2016", что, фактически, снимало с помощника капитана обвинения. Так как, по показаниям механика, он в это время спал.
Следователь пошел ва-банк и назначил очередную, четвертую комиссионную. На этот раз экспертами Санкт-Петербургского городского бюро судебно-медицинской экспертизы. Но ему это не помогло: сотрудники бюро практически подтвердили выводы военных, увеличив разброс с 24:00 15 декабря до 4 утра 16 декабря.
В сентябре 2016 года экспертная эпопея получила новое продолжение: следователь назначил пятую. Теперь в Военно-Медицинской академии. Проведя необходимые исследования, специалисты сделали вывод о невозможности причинения телесных повреждений матросу в период с 12 часов до 16 часов 30 минут 15 декабря, которые он провел в обществе обвиняемого.
После двух месяцев тишины, 18 ноября, следователь выпускает помощника капитана из-под стражи, а 21 ноября переквалифицирует дело со статьи 111, часть 4 УК РФ на статью 115 (Умышленное причинение легкого вреда здоровью). И пытается передать его по подследственности в полицейский следственный отдел на транспорте.
Стоит отметить, что в системе следствия не принято признавать ошибки. Органы до последнего настаивают на своем видении в надежде, что суд встанет на их сторону. Не секрет, что процент оправдательных приговоров в России за год не превышает 3-5.
К транспортной полиции дело доходит 25 ноября 2016 года, когда до истечения годичного срока следствия остается 28 дней. Отметим, что по сложившейся практике выход с продлением срока следствия свыше года по делам такой категории влечет за собой дисциплинарную ответственность.
Начальник следственного отдела полиции, посчитав, что такого "новогоднего подарка" ему не нужно, обратился к Ленинград-Финляндскому транспортному прокурору, направив ему уголовное дело для определения подследственности.
Ленинград-Финляндский транспортный прокурор принял решение возвратить дело следственному комитету, мол, заварили кашу – ешьте сами.
Времени до годичного срока оставалось всего ничего. Отметим, что за продлением срока следствия по истечению 12 месяцев нужно обращаться в Москву в Следственный комитет РФ. А там к таким делам, так же как и в МВД РФ, относятся крайне отрицательно. И тогда транспортное следствие делает ход - передает уголовное дело о смерти матроса на баркасе в отдел по расследованию особо важных дел следственного управления на транспорте.
За несколько дней до 21 декабря 2016 года уголовное дело принял к производству следователь по особо важным делам отдела по расследованию особо важных дел. С ним, как уверяют адвокаты, ни обвиняемый, ни они связаться не могут до сих пор.
Татьяна Востроилова,
специально для 47news