В Петербурге демонтировали памятную доску Маннергейму. До этого в нее стреляли, ее сверлили и обливали краской. Красный реванш породил агрессивный прецедент. 47news предлагает конструктивное решение, которое в моменты общественных обострений спасет памятники Ленобласти. Например, Кирову.

Повод посмотреть на наши, порой, диаметрально противоположные взгляды на историю, есть. Вечером 13 октября в Петербурге демонтировали памятную доску генералу русской армии и маршалу Финляндии Карлу Маннергейму. Четыре месяца назад ее торжественно открывали глава администрации президента Сергей Иванов и министр культуры Владимир Мединский. Наверняка за это время эти важные чиновники не раз морщились от новостей, что памятник регулярно страдал от протестующих — его обливали краской, сверлили и даже стреляли.

ClTvUQeWQAA0M02.jpg twitter.com

Каждое действо сопровождалось общественной дискуссией. Одни вспоминали, что финские войска в годы Великой Отечественной войны принимали участие в блокаде Ленинграда, другие, - что не позволял своим подчиненным обстреливать осажденный город.

При этом, по мнению 47news, разрушители рассчитывали именно на резонанс. Им важно было добиться уступки от власти. В противном случае, судя по всему, они готовы были уничтожить память. Например, разбить, как это сделали с доской адмиралу Колчаку в Москве еще в 2008-ом году. Особо радикальные могли бы повторить поступок неизвестных, подорвавших монументы Ленину у Финляндского вокзала в Петербурге  и в Пушкине.

Но если нападки на красные политические иконы в новейшее время России чаще получали хоть и не одобрение, но понимание, то неприятие царских генералов, вероятно, вызывает у государственников недоумение. Культурную программу, которую реализуют в России последние десятилетие, уже привыкли называть "белым реваншем". Переписываются учебники истории, снимают масштабные фильмы. Чего только стоит "АдмиралЪ", где Александра Колчака играл Константин Хабенский. То есть белые все-таки победили.

Это и вызывает у публики раздвоение сознания. Телевидение показывает всеми любимых "Неуловимых Мстителей" и "Свадьбу в Малиновке", а через час эпопею, где белые казаки пытаются отбить у кровожадно-отвратительных большевиков императора Николая. На полках в книжных магазинах труды, посвященные "агенту немецкой разведки Ленину" и "спасителю России" генералу Власову, соседствуют с биографией "революционера Ульянова" и расследованием "зверств РОА". На фоне таких фигур финский маршал смотрится менее неоднозначно.

Переезд доски Маннергейма имеет все шансы стать прецедентом. Теперь у любого противника той или иной знаковой личности может возникнуть ощущение, что, вооружившись желанием и краской, можно восстановить историческую справедливость в отдельно взятом месте. Для Ленобласти это тоже важно.

Взять хотя бы памятники Кирову в Кировске или Сланцах. Для одних он - первый секретарь Ленинградского обкома, пролетарий и большевик. Человек, который развил промышленность на Северо-Западе, а параллельно покровительствовал искусству и поддерживал, например, Максима Горького. Для других — палач, фактически выносивший смертные приговоры в составе Ленинградской "тройки" и гонитель верующих.

В качестве альтернативы 47news предлагает устанавливать рядом с монументами короткие тексты с двумя историческими взглядами. Особенно новым, если они, конечно, претендуют на спор. Посмотрите, какие баталии разгорелись в Орле, губернатором которого, как известно, является Вадим Потомский, ранее депутат ЗакСа Ленобласти. Там сегодня, 14 октября открывается памятник ни много ни мало Ивану Грозному. То ли собирателю русских земель, то ли кровавому психопату.

Под каждым таким и необходимо предусмотреть место, куда неравнодушные смогут приносить цветы — красные или белые, в зависимости от пристрастий. Ведь тот же Грозный был и тем, и другим. Как и большинство масштабных исторических фигур, превратившихся уже в мифы.

Ну а дальше главное не разодраться при возложении.

Тимур Зайнуллин,

47news