На общественных слушаниях представители общественных экологических организаций конкретно критиковали проект ЛАЭС-2 за применение градирен. Есть авторитетные энергетики-атомщики, которые по-прежнему отдают предпочтение водоемам-охладителям, сообщили 47News в пресс-службе Ленинградской атомной электростанции.
Главный инженер проекта Санкт-Петербургского научно-исследовательского и проектно-конструкторского института «Атомэнергопроект», генерального проектировщика ЛАЭС-2, Александр Казарин пояснил: когда проектировщики выбирали источник технического водоснабжения для конечного поглотителя тепла, то представили Невско-Ладожскому бассейновому водному управлению все возможные варианты, исследовали в комплексе решение, которое минимизировало бы негативное воздействие. Реальная альтернатива была между оборотной системой с градирнями и прямоточной системой, на подобие тех, что есть на действующих атомных станциях. Для ЛАЭС-2 это означало бы продолжать использовать Финский залив в качестве водоема-охладителя. Но он длительное время находится под тепловым влиянием работающих энергоблоков ЛАЭС, и в его среде уже происходят достаточно сложные изменения.
Вопросы к применению градирен остаются – но основные температурные изменения происходят в пределах двухсот-трехсот метров от них, не дальше. Проектировщики будут решать, например, задачу дополнительного обледенения, тумана, чтобы не было проблем на самой станции. Выпадения соли будут минимальными: примерно семь милиграммов в год на квадратный метр – при выпадении естественных атмосферных осадков в этом районе около шестисот килограммов в год на квадратный метр. Это абсолютно несопоставимые цифры. Даже то, что выпадет, будет вымываться и засоленности почв не ожидается. До Соснового Бора – есть четкие доказательства, основанные на расчетах научно-исследовательских институтов, – «солевые туманы», о которых говорят оппоненты проекта, не дойдут ни при каких условиях. На климат в городе они никак не повлияют.
Казарин также подчеркнул, что строительство ЛАЭС-2 предполагается в промышленной зоне Соснового Бора, довольно далеко от садов-огородов. В любом случае – даже если это не обязательно по нормам, понимая озабоченность жителей города, проектировщики затрачивают большие усилия и средства, чтобы принять решения, которые позволят снизить нежелательное воздействие строительства и эксплуатации ЛАЭС-2 на окружающую среду.