В прошедшую среду вернулись к активной деятельности после новогодне-рождественских каникул областные парламентарии. Первое в 2006 году заседание Законодательного собрания Ленинградской области не принесло сенсаций, но было насыщенным и плодотворным.


Действительно, чтобы исчерпать все предусмотренные на целый день обсуждений вопросы еще до обеденного перерыва, надо было сильно истосковаться по законотворческой деятельности. При этом народные избранники, с самого начала заседания взяв решительный темп, шесть проектов областных законов, вынесенных на первое чтение, рассмотрели сразу в трех чтениях и приняли «в целом». Как говорил известный киноперсонаж, «не отходя от кассы»!


В число «удачливых» законопроектов попали: «О внесении изменений в областной закон «О региональной целевой программе «Совершенствование и развитие автомобильных дорог Ленинградской области до 2010 года с прогнозом на 20-летний период», «О региональной целевой программе «Развитие и государственная поддержка малого предпринимательства в Ленинградской области на 2006-2008 годы», «О внесении изменений в областной закон «О контрольно-счетной палате Ленинградской области». Разом все чтения прошел и проект областного закона «О признании утратившими силу некоторых законодательных актов Ленинградской области», упразднивший сразу 45 региональных законов. Все они касались местного самоуправления и действовали до 1 января 2006 года. Теперь же работа муниципалитетов регламентируется другими законами, вступившими в силу с начала текущего года в рамках всероссийской реформы местного самоуправления (мы рассказывали об этом в материале «Новая жизнь МСУ»).


Приняли «в целом» депутаты областного ЗакСа и законопроект, обозначенный в повестке заседания под «несчастливым» номером 13 - «О внесении изменений в областной закон «О региональной программе «Сохранение плодородия земель сельскохозяйственного назначения Ленинградской области на 2003-2005 годы».


Похвальный трудовой порыв парламентариев удивил даже чиновников областного правительства. Так, например, Александр Гриненко, председатель комитета по здравоохранению, представлял депутатам также «форсированный» ими законопроект «О внесении изменений в областной закон «О региональной целевой программе «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера и развитие социально-технической базы учреждений здравоохранения в Ленинградской области на 2005-2008 годы». Сходя с трибуны после состоявшегося голосования народных избранников, господин Гриненко неожиданно обронил: «Спасибо за понимание! Я ожидал худшего варианта!»


Однако опасения руководителя комитета по здравоохранению были вполне обоснованными. Дело в том, что принятый парламентариями закон несколько ухудшил ранее запланированные показатели финансирования означенной региональной программы.


Так, подпрограмма «Переоснащение центральных районных и городских больниц» недополучила 10000 тысяч рублей. Денежное довольствие подпрограммы «Предупреждение ВИЧ-инфекции (Анти – ВИЧ/СПИД)» урезали на 748 тысяч рублей. В свою очередь финансирование еще одной подпрограммы – «Совершенствование психиатрической помощи населению» - сократилось на 1600 тысяч рублей. Таким образом, общее уменьшение вложения финансов в областную программу на 2005 год составило 12348 тысяч рублей. Впрочем, как заверил депутатов Законодательного собрания в письменном обосновании необходимости принятия данного закона заместитель председателя комитета по здравоохранению господин Фомин, на ожидаемые конечные результаты реализации программных мероприятий уменьшение финансирования в прошедшем году «существенно не повлияет». В общем, правительство обязалось к 2008 году наверстать финансовую недостачу на здравоохранение. Что, вероятно, и приободрило депутатов, позволив им со спокойной душой принять закон сразу «в целом».


Впрочем, порадовали парламентарии не только правительство, но и себя любимых. По предложению комиссии по законодательству, которое озвучил ее председатель Георгий Смирнов, Законодательно собрание внесло в собственный регламент несколько изменений, точнее, два. А если учесть, что второе поименованное в соответствующем законе изменение касалось проверки законопроектов редактором протокольной службы ЗакСа «на наличие орфографических и синтаксических ошибок», то можно смело утверждать, что весь «сыр-бор» был ради одной единственной поправки во внутреннем устройстве областного парламента. Народные избранники разрешили сами себе именоваться гордым титулом «фракция» при объединении в соответствующее сообщество не девяти, как было ранее, а пяти депутатов.


Косвенную подоплеку такого либерализма прояснил опять таки господин Смирнов, докладывавший по следующему пункту повестки дня. Выяснилось, что накануне заседания областного парламента один из членов фракции ЛДПР – Владимир Степанов – заявил о том, что он покидает стройные ряды либерал-демократов и желает примкнуть к адептам партии «Единая Россия».


Отметим, что такой «исход» в последнее время популярен среди народных избранников, и не только в Ленобласти. Таким образом, к моменту проведения депутатского форума фракция «Единая Россия» стала насчитывать двадцать «штыков», фракция ЛДПР, соответственно, восемь, а фракция «Родина» - всего семь (кстати, руководитель именно  этой фракции в конце прошлого года предложил уменьшить минимальное количество фракционеров).


Не трудно заметить, что два последних депутатских объединения не дотягивали до прежнего минимума в девять народных избранников. Дабы дать возможность им выжить, вероятно, и было внесено упомянутое выше изменение в регламент Законодательного собрания Ленобласти.


Примечательно, что комиссия по законодательству, официально инициировавшая понижение фракционной численной планки (ранее – в декабре - определенной рейтинговым голосованием парламентариев с соответствующей фиксацией в Положении о фракциях), на три четверти состоит из… членов фракции «Единая Россия». Так что можно смело предположить, что единороссы просто посчитали для себя нескромным, если их депутатское объединение останется единственным в Законодательном собрании области. Очевидно, именно этим принципом руководствовались «медведи» и во время декабрьского рейтингового голосования. Кстати, минимум в пять адептов, необходимый для регистрации фракции, предложил на последнем заседании 2005 года спикер областного ЗакСа Кирилл Поляков, также значащийся в списке фракции «Единая Россия».


Справедливости ради необходимо отметить, что Владимир Степанов покинул фракцию ЛДПР после того, как вопрос о понижении численного ценза был решен «де факто». 25 января парламентарии лишь закрепили данную норму «де юре». Так что бывшие либерально-демократические единомышленники, очевидно, не могут упрекнуть господина Степанова в покушении на само существование фракции.


Что касается законопроектов, которые только начали свой путь в большую жизнь, преодолев первое чтение, то, вероятно, следует остановиться на проекте областного закона «О стратегическом планировании социально-экономического развития Ленинградской области». Предполагается, что после принятия и вступления в силу именно этот закон будет содержать в себе критерии эффективности работы правительства. В настоящее же время, по мнению целого ряда парламентариев, региональные власти работают «стихийно». Этому в определенном смысле якобы способствует отсутствие долгосрочных программ развития области, а также то обстоятельство, что на сегодня нет какой-либо серьезной концепции развития разных отраслей и действенного механизма оценки эффективности работы власти.


Впрочем, заметим, что такое положение вещей признают и в структурах исполнительной власти Ленинградской области (см. материал «Алексей Сергейчук: Чиновники надеются на диалог власти с общественностью»).


Как обосновали свою позицию разработчики законопроекта, от лица которых выступил депутат Юрий Страхов, «данный закон должен определять и устанавливать основные принципы, содержание, нормы и порядок осуществления стратегического планирования социально-экономического развития Ленинградской области».


Необходимо также отметить, что, по собственным заявлениям, разработчики также учли произошедшие в рамках реформы МСУ основные изменения системы государственного и муниципального управления, о которых мы писали ранее. Более того, идея законопроекта во многом была продиктована именно необходимостью введения унифицированного механизма определения целей и задач социально-экономического развития региона, а также организации необходимых для их достижения скоординированных мероприятий на всех уровнях и ветвях власти. Таким образом, областной закон «О стратегическом планировании социально-экономического развития Ленинградской области» должен будет в дальнейшем перевести принимаемые в регионе стратегические планы из разряда «благих пожеланий» в категорию «руководство к действию». Соответственно, с последующей ответственностью всех лиц и структур, вовлеченных в процесс реализации намеченного.


Очевидно, осознание серьезности, важности и настоящей необходимости данного законопроекта само по себе послужило для народных избранников весомой аргументацией. Потому на своих заседаниях практически все депутатские постоянные комиссии рекомендовали коллегам принять внесенный Юрием Страховым законопроект. В результате в первом чтении проект был принят «единогласно» без какого-либо обсуждения. Теперь депутатам предстоит внести ко второму чтению законопроекта свои поправки, которые, вероятно, будут касаться, прежде всего, терминологии и уточнения основных тематических разделов будущих планов развития региона.


Впрочем, не обошлось на заседании Законодательного собрания и без своей «ложки дегтя». При рассмотрении многозначительного вопроса повестки дня «Разное», буквально за несколько минут до закрывающего сессию исполнения Гимна России, на трибуну поднялся депутат Петр Гройзман. Отметив, что ему скоро исполняется 75 лет, народный избранник посетовал на то, что именно на этом жизненном этапе ему указали на его депутатскую «второсортность». Такой вывод парламентарий сделал после того, как в конце прошлого года председатель ЗакСа своим волевым решением «разделил работающих на постоянной основе депутатов на белых и черных». А удалась такая селекция спикеру якобы посредством выдачи годовой премии: рядовые парламентарии получили оную в размере обычного оклада, а вот члены Совета собрания – вроде как в двойном эквиваленте.


- Мы дали нашему юному председателю решать, кто есть кто! – сокрушался обделенный народный избранник, - Я уже обратился в прокуратуру, а надо – обращусь и к президенту!


Впрочем, большинство коллег господина Гройзмана не поддержало: дескать, такие публичные обсуждения заработков публичных же областных политиков необходимо проводить в «закрытом» режиме. На том и завершили семьдесят восьмое заседание областного Законодательного собрания.


Дмитрий Кузьмин