Ответственность за реализацию запрета на захоронение перерабатываемых бытовых отходов, который правительство начнет частично вводить с 2017 года, фактически целиком ляжет на коммунальные предприятия, пишет "Коммерсант".

При этом на начало августа 2016 года ни один регион не утвердил территориальную схему обращения с отходами, притом что работа эта должна быть полностью закончена к 26 сентября.

На совещании в Минприроды 3 августа чиновники напомнили регионам о запрете с 2017 года захоронения перерабатываемых отходов и оценили готовность субъектов РФ к запуску системы управления ими. "Перечень таких видов отходов устанавливается правительством",— цитирует Минприроды министра Сергея Донского.

По данным "Коммерсанта", проект постановления правительства об этом на этой неделе должен уйти на согласование в заинтересованные ведомства, а вступить в силу оно должно до конца года. В Минприроды пояснили, что с 2017 года запрет будет распространяться на шины, металлы, стекло, бумагу, картон, пластик и, вероятнее всего, электротехнику — разработчики документа исходят из того, что мощности для их переработки уже существуют. Документ также будет содержать сроки запретов захоронения и других видов вторичных ресурсов.

По принятым правительством нормативам с 2017 года должно перерабатываться 20% картона и бумаги, 20% шин и покрышек, 30% металлической тары, 15% отходов нефтепродуктов и аккумуляторов, 10% стекла, бутылок из пластмассы и отходов типографий и 5% электроники. "Нормативы действуют для производителей и импортеров. Ответственность за полный запрет захоронения ложится на коммунальные предприятия",— говорят в Минприроды, отмечая, что регионы должны были подготовиться.

Однако, как выяснилось на совещании, на 1 августа ни один регион не утвердил территориальную схему обращения с отходами с указанием наличия и планов строительства инфраструктуры. Хотя все схемы должны быть готовы к 26 сентября, только девять регионов представили их в Росприроднадзор, сообщают в Общественной палате (ОП). Согласованы лишь пять схем: Воронежской, Тюменской и Ростовской областей, ЯНАО и Москвы, остальные либо дорабатываются, либо находятся на рассмотрении. 

По мнению главы комиссии ОП РФ по экологии Сергея Чернина, 50 регионов не успеют утвердить документы в срок. Он отмечает низкое качество многих схем, объясняя это нехваткой разработчиков и занижением стоимости разработки на региональных аукционах. "Зачастую конкурсы выигрывают компании, которые демпингуют, но не всегда имеют опыт, чтобы справиться с задачей. Многое свидетельствует о том, что фундамент будет "кривым", что приведет к появлению недозагруженных мощностей и потере миллиардов рублей бюджетных средств. Даже концессионные деньги при недозагруженности перерабатывающих предприятий будут компенсироваться из региональных бюджетов",— считает он.