Глядеть обидно, как не прочен День России. Выходной, да и только. Потому что, по поэту Некрасову, крепкая память зависит от крови. Так и в моей школе всюду на стенах мужчины убивали мужчин.

Мастера взяли стих Некрасова "Поэт и гражданин" да создали великолепный проект "Гражданин поэт". Но культовую фразу они вынужденно не заметили: "Умрешь не даром, дело прочно. Когда под ним струится кровь". Все верно, Быков и Ефремов нападают смехом. А злоба дня, даже Райкина и Жванецкого, остается в повседневности. Мифов из сатиры не сварить. Настоящий День – бесконечное застолье, где народ любит горе по Утесову. Там "Одессу оставляет последний батальон". Там надо рыдать, а моряк не плачет.

А слез в России мало не бывало.

Вот, на Васильевском острове стоит 11-ая школа. Еще в начале семидесятых ее коридоры так расписали выпускники Академии художеств, что туда возили даже иностранные делегации. Шесть огромных панно. Четыре я до сих пор отлично помню: Куликовское сражение, Ледовое побоище, Бородино, битва с фашистами за Севастополь, ну и Октябрьская революция, конечно. Хочешь – не хочешь, а мы каждый день рассматривали сцены. И только через много лет дошло.

На меня смотрели мужчины, убивающие людей. Втыкали копья, штыки. Тонули, умирали под ядрами. Помню того матроса, что автоматом ППШ ломал череп фрица, после того, как получил пулю в грудь. Кругом не схватка, а месиво. А вот две росписи не помню.

На них вроде инженеры что-то созидали. Может, гидроэлектростанцию. Или спутник? Ярость того краснофлотца по фотороботу воссоздам, а мирные для меня все остались похожи на плакатных. Как сегодняшние красавицы с глянца различаются лишь нарядами.

Позвонил своему другу с первого класса. Он тоже помнит воинов и не помнит, что и я.

Поэтому в Советском Союзе было три главных праздника – 7 ноября, 1 и 9 мая. Заодно 23 февраля, ну а женщинам – 8 марта. Новый год считать не честно. Россиянам остался только День Победы. Восьмое и двадцать третье – повод для корпоративов. Но раз страна новая, то учредили еще и 12 июня. То есть решили, что мы станем искреннее радоваться, как четверть века назад Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о суверенитете России. Действительно, было дело, были и политические страсти. Но, по сравнению с метафорой Некрасова, оно как в базе данных коммерческих предприятий – смотришь и видишь, что компания такая-то зарегистрирована в Москве, в 1990 году. Наверное, полезная информация.

С кровью было и тогда все в порядке. Абхазы грузин начали резать. В бывших азиатских республиках трупы сбрасывали в ямы бульдозерами. Горцев закружил страшный для нас танец зикр. Но в этом полно разъединяющего коммунального эпоса. Что во время застолья приводит только к мордобою.

Объединяет нас только братва. Эта по всей стране смачно и зримо убивала друг дружку, пока не самоликвидировалась. Наверное, у каждого есть знакомый, сгинувший тогда. То была не гражданская война, а бойня. И если напечатать их фото, то получится не "Бессмертный полк", а "смертельная орда". И мы договорились, что роль мафии в рождении новой нации – не прогрессивная.

Такой хоккей нам не нужен.

Другого у новейшей истории для нас нет. Да и песни те не подходят. Был одно время "Владимирский централ", под который на стадионах вставали и милиционеры, и бандиты, но, согласитесь, тот народный гимн не для кремлевского праздника.

Вот и надо вроде праздновать, а со слезами на глазах не получается. Выходит суконно. А если честно – хреново.

Что, кстати, могут легко статистически подтвердить все российские мобильные операторы. Никакой в этот календарный день нет прибыли от смс. Мне лично пришло одно - от высокопоставленного госслужащего, который обязан чтить установленный церемониал и, скорее, рассылает их обезличенно.

Виноват. Вот только что получил еще. Секундочку…

"С Днем России! Гордимся нашей страной!".

Удивительный адресат – светская львица, городского масштаба, с которой я год не общался. На аватарке она – полуобнаженная, холеная, усыпанная драгоценностями.

И все это великолепие на фоне роскошного ресторана.


Евгений Вышенков,

47news