Реставраторы восстанавливают авиационный тягач, поднятый со дна Ладоги. 74 года назад он ушел под воду вместе с уникальной для инженеров железнодорожной баржей. Еще год и блокадный трактор встанет на ход и напомнит о смерти на Дороге Жизни.
 
В преддверии Дня Победы сотрудники реставрационных мастерских патриотического объединения "Ленрезерв" в Петербурге приступили к восстановлению трактора "ХТЗ 15/30". Блокадный тягач подняли со дна Ладожского озера зимой 2012 года. На удивление, машина отлично сохранилась. И если чугунная рама, понятное дело, коррозии не подвержена, то идеальные резиновые покрышки стали для поисковиков приятным сюрпризом. Обычно у подобной техники колеса целиком делали из металла.
 
"ХТЗ 15/30" - один из самых массовых тракторов, выпущенных в СССР в 30-е годы XX века. Подобные модели изготавливались на Харьковском и Сталинградском тракторных заводах. В основном их использовали в сельском хозяйстве, а также для буксировки техники.
 
Новая жизнь раритета началась после того, как его приобрел коллекционер Анатолий Бернштейн.
 
Планируется, что к маю 2017 года ладожский "ХТЗ" примет участие в торжествах, посвященных уже 72-й годовщине Победы.
 
1.jpg фото 47news
 
Подъем блокадного тягача стал напоминанием о трагедиях, происходивших на Ладоге в годы Великой Отечественной. Например, глядя на него, историки вспомнили, что с 1941 года по Дороге Жизни ходила железнодорожная баржа — уникальное судно с рельсовым полотном, с помощью которого из блокадного города вывозили промышленное оборудование и людей.
 
Немцы несколько месяцев охотились за ней и потопить смогли осенью 1942 года. По воспоминаниям тех, кто ее доставал со дна, она получила пробоину и ушла на дно с грузом топлива и техники в 12-ти километрах от берега. В 2012 году водолазы, принимавшие участие в подъеме тягача, подтвердили, что вагоны и промышленные генераторы так и стоят на палубе.
 
 
В тот же год поисковикам удалось определить место, где погибла другая легендарная баржа. В документах Министерства обороны ей присвоен номер 725. Из-за большого количества жертв историки назвали ее "русским Титаником". В сентябре 1941 года на ней из Ленинграда пытались вывезти полторы тысячи курсантов военных училищ и женщин с детьми.
 
Штормовые волны пробили корпус, трюм стало заливать, и на барже началась паника. Команде пришлось вызывать помощь по радио. Вот только первыми на сигнал "СОС" откликнулись немецкие самолеты. В итоге более тысячи человек отправились на дно. Из-за масштабов трагедии всю информацию о ней засекретили. Гриф с документов сняли лишь в 2004 году.
 
Поисковые работы на дне Ладоги проводятся ежегодно. Но останки бойцов энтузиасты находят нечасто — кости размывает вода. Зато им под силу восстановить технику. После реставрации трактора, мотоциклы, "полуторки", танки — становятся подвижными мемориалами. И вот каждый год 9 мая петербуржцы стихийно несут цветы к восстановленным машинам, участвующим в шествии ветеранов.
 
Сегодня мало кто помнит одну фразу: война – это сражение механизмов.
 
Тимур Зайнуллин,
47news