Цена угля для бюджетных учреждений Ленобласти вполовину выше рыночной. Так считают финансовые контролеры. Но топливно-энергетический комитет против. Все дело в анализе рынка, хотя метод вроде один.

В мае нынешнего года комитет по топливно-энергетическому комплексу правительства Ленинградской области планирует закупить почти 8 тысяч тонн угля для бюджетных учреждений, финансируемых из регионального бюджета. Топливо закупается на отопительный сезон 2016-2017 года. По расчетам специалистов профильного отдела комитета по ТЭК, максимальная цена закупки не должна превысить 38 миллионов 777 тысяч 700 рублей. Параметры закупки были сформированы в период ноября 2015-го по конец февраля нынешнего года. Но уже через несколько дней ценой закупки и доставки угля заинтересовался комитет финансового контроля того же правительства Ленобласти.

47news нашел датированный вторым марта акт внеплановой проверки "отдельных вопросов соблюдения законодательства РФ ...в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Ленинградской области комитетом по топливно-энергетическому комплексу". Как пояснили 47news в комитете по финансовому контролю, поводом ревизии стала информация о завышении цены закупки угля от среднерыночной.

Комитет по ТЭК сформировал цену тонны угля на основании запрошенных коммерческих предложений. То есть провел сравнительный анализ и выдал среднюю цифру. Она составила 4890 рублей за тонну. Еще 1285 рублей комитет насчитал за доставку. Таким образом, стоимость одной тонны угля для бюджетных организаций составила 6 175 рублей.

По данным 47news, сравнительный анализ делался по предложениям как минимум пяти фирм, торгующих углем: ЗАО "Тихвин", ООО "Балтийская Угольная Компания", ООО "Торговая Компания Сибирь Энерго Ресурс" и ООО "Регион УглеСнаб". При этом, беглый поиск госконтрактов, которые подписаны этими компаниями в конце 2015-го года и вплоть до начала апреля 2016-го с различными бюджетными учреждениями показывает, что предложение для областного ТЭКа оказалось значительно выше чем для других клиентов. Так, ЗАО "Тихвин" 1 апреля заключило контракт с войсковой частью ФСО № 28677 по цене 2957 рублей. А ООО "Торговая компания СибирьЭнергоРесурс" 18 февраля нынешнего года заключило договор с исправительной колонией №5 УФСИН Псковской области по цене 4350 рублей за тонну. Для комитета по ТЭК эти компании предоставили коммерческое предложение в дельте от 5 400 до 5600 рублей за тонну.

Финконтроль также решил пойти путем сравнения. На официальном сайте Единой информационной системы закупок было выбрано четыре бюджетных учреждения Северо-Запада, которые закупали уголь в январе-апреле нынешнего года. Результаты более чем наглядны. Средняя цена за тонну с учетом доставки получилась 4308 рублей за тонну. Напомним, что комиетет по ТЭК собирается закупаться по 6 175.

И в части цены транспортировки финконтроль сделал замечания. По мнению проверяющих, несмотря на имеющиеся подробные методические указания, расчет цены доставки предоставлен не был. Были найдены и ошибки в части определения закупаемой фракции угля.

Итоговые результаты акта проверки для топливно-энергетического комитета стали неутешительны. Результаты были отправлены председателю комитета ТЭК Андрею Гаврилову.

"...проведенный анализ цен по Северо-Западному Федеральному округу свидетельствует о завышении начальной (максимальной) цены контракта на поставку угля по отношению к среднерыночным ценам:

- на 43,34% (с учетом доставки до потребителя), на 13,51% (без учета доставки) - при сравнении с начальной ценой закупки;

- на 56,51% (с учетом доставки до потребителя), на 23,94% (без учета доставки)" - при сравнении с ценой по результатам проведения торгов".

По данным 47news, Гаврилов 18 марта направил в комитет финконтроля ответ. В нем он сослался на несовершенство законодательства в части использования метода среднерыночных цен:

"...действующим законодательством не определен порядок определения среднерыночных цен на товары и услуги в разрезе Федеральных округов Российской Федерации".

Напоследок отметим, что помимо странных коммерческих предложений, направленных в комитет по ТЭКу, нюанс этой истории, скорее всего, в вольном выборе предприятий для определения средней цены. Таким образом, метод вроде одинаковый, а результат для бюджета разный.

Виктор Смирнов,

47news