Роспотребнадзор разработал для СМИ рекомендации как писать про самоубийства.
Проект рекомендаций для СМИ по особенностям освещения информации о случаях самоубийства размещен на сайте ведомства.
Как пишет "Фонтнака.ру", его создатели , говоря о необходимости таких рекомендаций, ссылаются на "эффект Вертера" – волну самоубийств, которая якобы начинается с публикаций на эту тему. Особенно остро этот эффект, названный в честь героя романа Гете "Страдания юного Вертера", проявляется, если СМИ размещают информацию о суицидах на первых полосах, с кричащими заголовками и фотографиями с места трагедии.
В связи с выявленной тенденцией Роспотребнадзор совместно со специалистами, как говорится в пояснительной записке, предлагает лексическую замену словам "суицидент", "самоубийца" и "совершивший самоубийство" на "умерший вследствие самоубийства". А вместо "успешно завершил акт", "не удалось завершить", "не удавшаяся попытка суицида (самоубийства)" писать "смерть в результате самоубийства" и "попытка самоубийства, не закончившаяся смертью".
Помимо этого ведомство также просит журналистов наряду с проблемами умершего человека сообщать о его успехах и победах, таким образом давая "сбалансированную картину жизни умершего".
Роспотребнадзор считает, что подчеркивание того, что суицид является следствием комплекса психологических и социальных проблем, психических расстройств (чаще всего депрессии), злоупотребления алкоголем, наркотиками, многие из которых поддаются лечению, также скажется в лучшую сторону для потенциальных самоубийц.