В Ленинградской области сразу 53 решения комиссии УФАС могут быть отменены в суде "оптом".
С 9 февраля 2016 года вступили в силу решения Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области, признавшими недействительными решения и предписания областного Управление федеральной антимонопольной службы (УФАС) в отношении двух конкурсов, объявленных ГП "Фонд имущества Ленинградской области". Но, как стало известно 47news, в скором времени последуют судебные решения еще по 51-й сходной жалобе в УФАС.
Летом 2015 года муниципальными заказчиками Ленинградской области было проведено 25 конкурсов на право заключения муниципальных контрактов на выполнение проектных и изыскательских работ в соответствии с программой "Газификация Ленинградской области в 2014-2018 годах". Общая сумма заказа сравнительно невелика – порядка 300 миллионов рублей.
Но неожиданно именно эти конкурсы стали "камнем преткновения" и предметом рассмотрения порядка 50-ти заявлений в региональном управлении ФАС России. Дело в том, что в качестве профессионального фильтра в конкурсной документации был применен показатель нестоимостного критерия оценки "Деловая репутация участника закупки" определяемый в соответствии с системой добровольной сертификации "Системы оценки российского бизнеса", системой добровольной сертификации "Оценка опыта и деловой репутации" и ГОСТ Р 56002-2014. По всем открытым конкурсам были поданы жалобы в УФАС. Был обжалован порядок оценки заявок, который, по мнению заявителей жалоб, не позволял выявить лучшие условия исполнения контрактов. В качестве одного из жалобщиков выступила компания ОАО "Гипрониигаз". Примечательно, что интересы разных организаций - жалобщиков на рассмотрении в УФАС представляли одни и те же лица, а именно Евдокимов Д.Г. и Коугия М.Н.
Комиссией УФАС были приняты решения о признании жалоб обоснованными в части нарушения заказчиками п.9 ч.1 ст. 50 Федерального закона №44-ФЗ. Заказчикам были выданы предписания об устранении допущенных нарушений. Предписания были исполнены, в документацию внесены изменения, более подробно раскрывающие содержание показателя. Но жалобы были направлены повторно. На заседании по рассмотрению жалоб заказчиками были привлечены представители НП "Специальный ресурс" и Технического комитета 066 (ТК 066), являющиеся разработчиками ГОСТ Р 56002-2014 и систем добровольной сертификации "Системы оценки российского бизнеса" и "Оценка опыта и деловой репутации", которые подтвердили возможность применения этого ГОСТа при оценке деловой репутации лиц, осуществляющих архитектурно-строительное проектирование или инженерные изыскания. От представителей ТК 066 поступили разъяснения, что при начале внедрения стандарта добровольного применения от заказчиков стали поступать запросы о возможности использования указанного ГОСТа, и тогда от центрального управления ФАС удалось получить комментарий, что если предложенные критерии оценки носят счетный и предсказуемый для участника закупки характер, то конкуренция не может быть ограничена. Следует отметить, что в конкурсах с участием ОАО "Гипрониигаз" сертификаты оценки опыта и деловой репутации предъявили как минимум пять участников конкурса.
Также на рассмотрение жалоб было предоставлено письмо Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) №А3-7182/03 от 21.08.2015, содержащее информацию об эффективном применении в ряде конкурсных процедур порядка оценки заявок, установленного заказчиками при оценке деловой репутации участников закупки. Но разъяснение порядка использования ГОСТ Р и СДС со стороны Росстандарта для председателя комиссии Ленинградского областного Управления ФАС оказалось недостаточным.
Так как задержка сроков выдачи предписаний УФАС не позволяла заказчикам предпринимать какие-либо действия для скорейшего заключения контрактов, они были вынуждены обратиться в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решений и предписаний УФАС. Суд удовлетворил иск и принял решение о признании недействительными решений и предписаний УФАС. Антимонопольное ведомство направило апелляционную жалобу по данному делу в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд, но она была отклонена. Судебное заседание по делу завершено, решение первой инстанции оспорено не было, с 9 февраля 2016 года решения и предписания УФАС признаны недействительными.
Таким образом, на руках у муниципальных заказчиков есть уже два положительных решения апелляционной инстанции. Сейчас оставшиеся судебные дела количеством 51 должны быть возобновлены в рассмотрении. Если арбитражный суд пакетом в 53 дела признает незаконными решения комиссии УФАС, - то это явно более 50% судебных обжалований в год, что неизбежно вызовет вопросы к эффективности работы уже самой комиссии.
Другая деталь относится к процессуальной части судебных разбирательств. Для суда довольно важно обеспечить присутствие обеих сторон, но часть компаний – авторов жалоб на действия муниципального заказчика, суду обнаружить не удалось. Зато на заседания приходили граждане Евдокимов Д.Г. и Коугия М.Н с необходимым полномочиями по представлению их интересов.
"Мы хорошо знакомы с этими гражданами, так как регулярно встречаемся с ними на заседаниях комиссии, и обратили внимание на то, что когда интересы компании представляют Евдокимов и Коугия, решения комиссии становятся предсказуемы. Неправомочность таких решений впоследствии приходится доказывать в суде", - рассказал 47news заместитель директора ГП "Фонд имущества Ленинградской области" Ярослав Пирогов.