В противостояние между дольщиками и петербургским застройщиком "Город" вторглось убийство. Строители говорят о репутационных рисках, которые добьют компанию. 47news выяснил — у активистов Ленобласти тоже горят машины. Но пока обходимся без топоров.

Убийство мужа активистки Аллы Андреевой, давно ведущей борьбу с руководителем застройщика ГК "Город" Максимом Ванчуговым, разделило мнения на два потока. Одни полагают, что удары топором, нанесенные 45-летнему Константину Андрееву вечером 6 октября, имеют прямое отношение к уголовному делу, возбужденному в мае 2015 года по подозрению застройщика в мошенничестве. Не секрет, что немалые усилия к этому приложила активистка Андреева. Вторые уверены в обратном — бессмысленная жестокость и надпись "ты следующая" на борту машины убитого призваны "добить", лежащую "на боку" компанию, окончательно уничтожив ее репутацию. В том, что гибель мужчины так или иначе связана с противостоянием дольщиков и застройщика, пожалуй не сомневается никто.

Алла Андреева — участница долевого строительства ЖК "Ленинский парк" на 2,6 тысячи квартир. Его должны были сдать в прошлом году, но к этому времени строительство находилось в зачаточном состоянии. Под предводительством Андреевой весной и летом нынешнего года активисты устраивали митинги, разбивали палаточные городки, встречались с петербургским вице-губернатором Албиным. Тогда же у активистки сожгли автомобиль. В начале октября Андреева продолжала борьбу - координировала дольщиков для подачи заявлений в ГСУ о признании потерпевшими по уголовному делу и озвучила сумму, полученную застройщиком от дольщиков - 12 миллиардов рублей.

Согласно данным СПАРК-Интерфакс, ООО "ГК "Город" зарегистрировано в ноябре 2010 года. Единственным владельцем компании является Руслан Ванчугов. Совет директоров компании возглавляет его брат, Максим. Третий брат — Роман, является депутатом государственной думы и руководит отделением партии "Справедливая Россия" в Ленинградской области.

Отметим, что накануне Роман Ванчугов назвал обвинения в адрес своей семьи в причастности к убийству Андреева лживыми. Народный избранник связал их с дискредитацией как "Справедливой России", так и себя лично.

47news попробовал, как сами активисты и бизнес относится к тому, что порой сам факт преступления, получивший широкую огласку в СМИ, может и не иметь отношения к деловому миру, а отразиться на финансах крупной компании. По мнению специалистов, долевое строительство имеет очень высокие репутационные риски, как любой бизнес, привлекающий инвестиции в долгую. Для дольщиков, отдающих свои деньги застройщику "вперед" на несколько лет, критически важно доверие. Кстати, подобный эффект можно наблюдать и в отношении автодилеров, у которых клиенты покупают машины под заказ.

От информационного удара по реноме страдают даже бизнес-тяжеловесы. Можно вспомнить скандальные сюжеты на популярных российских телеканалах об известных петербургских бизнесменах - Борисе и Михаиле Зингаревичам и Захаре Смушкине, показанные в начале года. Как писала Фонтанка.ру, информационная атака была связана с финансовым спором на 1,3 миллиарда рублей между сыном Бориса Зингаревича Антоном и структурами влиятельного Юрия Ковальчука. Негативный тон лишенных конкретики сюжетов отразился даже на настроении их зарубежных партнеров.

Впрочем, неофициально один из участников строительного рынка отметил: "Продажи квартир "Город" остановил не после убийства. И неизвестно, будет ли он их возобновлять. Возможно, сейчас Ванчуговым репутация их компании уже не кажется столь важной".

Корреспондент 47news опросил представителей бизнеса и активистов, сталкивающихся на территории Ленобласти.

Активисты едины во мнении: их дело опасное, а произошедшее - случай вопиющий, но он, якобы, вписывается в общую картину.

"В 2013 году коллеге сожгли машину и подбросили канистры из под бензина с надписью "это в последний раз". Разные угрозы высказываются постоянно. В строительном бизнесе крутятся очень большие деньги, и, к сожалению, закон часто нарушается" - , рассказал 47news активист Антон Городюк.

"Это очень опасно, ведь земля под застройку — огромные деньги. Когда речь идет о миллионах евро под угрозой любой оппонент", - считает токсовский депутат Елена Белоусова. Она известна как защитница местных лесов от застройки компанией "Сити-78". В августе ей тоже сожгли машину.

"Прямых угроз я пока не получала, но косвенные были. Случалось, что людям стекла били. Активисты — это всегда 3-4 человека, остальные дольщики инертны", - объяснила активистка Анастасия Константинова, ведущая борьбу с застройщиком объекта "Черничная поляна" под Всеволожском.

В свою очередь в крупных строительных компаниях полагают, что подобный удар по репутации застройщика будет очень серьезным.

"Репутационные риски - одни из самых существенных в сфере строящегося жилья, они напрямую влияют на объем продаж. На рынке новостроек отмечается высокая конкуренция и при выборе застройщика критерий надежности стоит на одном из первых мест", - считает руководитель входящего в состав Setl Group Консалтингового центра "Петербургская Недвижимость" Ольга Трошева.

"Если связь убийства с компанией докажут, удар по репутации "Города" будет огромный. Пока же самый большой репутационный вред для этой строительной компании - это квартиры, так и не переданные дольщикам", - отметил гендиректор строительной компании "Арсенал-Недвижимость" Станислав Данелян.

"Конечно, следствие разберется, но я не думаю, что это убийство связано с застройщиком - репутационный удар слишком сильный. Никакой компании не нужно, что бы ее название упоминалось в СМИ в столь негативном контексте", - полагает руководитель службы безопасности "Арсенала" Юрий Фесенко. Ему, между прочим, наверняка виднее, так как этот наш собеседник ушел на гражданскую службу с должности начальника отдела по борьбе с терроризмом УФСБ Петербурга.

Артем Шалякин,

47news