Созданный экс-вице-губернатором по экономике Григорием Двасом автомобильный кластер Ленобласти при его преемнике Дмитрии Ялове трещит по швам. Вслед за сокращением на "Форде" планы меняют и производители автокомпонентов. По мнению экспертов, областной автопром тянет вниз петербургский спад, но в правительстве региона спокойны.

Объединенная компания "Русал" приостановила наступление "новой жизни" для Волховского алюминиевого завода (далее ВАЗ). Как 18 мая  сообщила газета "Деловой Петербург" (ДП), старт совместного проекта "Русала" и израильской компании Omen по производству литых автокомпонентов на промплощадке ВАЗ откладывается на неопределенный срок. Согласно публикации ДП, в правительстве  Ленобласти, где еще полгода назад запретили слово "кризис", на этот раз связали ситуацию именно с ним.

Запуск предприятия планировался на начало этого года. В пресс-службе "Русала" были сдержанны и лишь сообщили 47news, что “компания ведёт переговоры с банками по поводу привлечения финансирования, и от этого зависят сроки реализации проекта”. Ни с какими именно кредитными учреждениями ведутся переговоры, ни на сколько отложено строительство завода в пресс-службе не уточнили.

В 47news вспомнили - два года назад на Петербургском экономическом форуме (ПЭФ) заявлялось, что этот проект даст второй шанс алюминиевому заводу. Ранее руководство "Русала" приняло решение закрыть ставший убыточным ВАЗ. После остановки производства около 500 сотрудников остались без работы. Для снижения негативных последствий была намечена глубокая модернизация завода. В "Русале" решили начать выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью — автокомпонентов.

На ПЭФ-2013 был подписан меморандум о  создании совместного предприятия с израильской компанией Omen High Pressure Die Casting. Тогда губернатор Дрозденко отметил - "подписание меморандума дает уверенность в том, что совместно с профсоюзом и инвесторами мы обеспечим будущее заводу".

Волховский алюминиевый завод — первое российское предприятие отрасли. Он был построен в 1932 году на базе Волховской гидроэлектростанции и до 2013 года производил около 24 тысяч тонн алюминия в год. Основной причиной убыточности производства в "Русале" объявили возросшие цены на электроэнергию.

Акционерное соглашение было заключено в марте 2014 года. В пресс-службе губернатора и правительства Ленобласти сообщили, что новое совместное предприятие Volkhov Omen Rusal (ВолхОР) начнет выпуск продукции уже в начале 2015 года, а объем инвестиций в проект составит 20,6 миллиона долларов. Предполагалось, что на новом заводе смогут найти работу около сотни  бывших сотрудников ВАЗ. Первоначальный объем выпуска должен был составить пять тысяч тонн автокомпонентов в год, а в дальнейшем увеличиться в два раза. Также заводу правительством региона были обещаны налоговые льготы.

Однако, как показала практика, областной автомобильный кластер, основанный при экономическом вице-губернаторе Григории Двасе, у его преемника Дмитрия Ялова  серьезного развития не получил.

В апреле 2014 года о 35-процентном сокращении производства заявил единственный областной автопроизводитель — всеволожский завод "Форд". Проигнорировав этот спад, спустя два месяца Ялов объявил об исследованиях с целью определить потенциал для размещения новых производств автокомпонентов. К этому времени на территории региона их было около двадцати.

Тем временем кризис автомобильного кластера развивался. К началу нового года на всеволожском "Форде" сократили треть сотрудников, в марте  началась забастовка. В связи с этим от планов  строительства завода автокомпонентов в Тосненском районе отказался испанский холдинг  Grupo Antolin.

Стоит отметить, что сложности отрасли неотделимы от общей негативной экономической ситуации. Например, в конце марта прошлого года "Русал" сообщил о годовых убытках  свыше трех миллиардов долларов и 10-процентном сокращении выручки. Впрочем, в предыдущий кризис в 2009 году всеволожский "Форд" не сокращал выпуск, а наоборот запустил новую линию по производству Ford Mondeo.

Вероятно, пытаясь сдержать обвал кластера, в руководстве Ленобласти вновь заговорили о господдержке. Так, в начале апреля правительство сообщило, что готово расширить налоговые льготы для лужского завода автокомпонентов "Форесия АДП", поставляющего свою продукцию в том числе и на всеволожский "Форд".  Правда, льготы возможны лишь при  условии новых капиталовложений в производство.

Как полагают специалисты, информация о переносе "Русалом" срока запуска завода не кажется неожиданностью. Крупным рынком сбыта для областных производителей автокомпонентов  являются заводы Санкт-Петербурга, а у них тоже спад из-за снижения покупательского спроса. По данным агентства "Auto-Dealer-Спб", в марте динамика падения авторынка продолжила ухудшаться. Автомобильные дилеры мегаполиса продали 10 585 машин, что на 45% меньше показателя прошлого года.  "Ранее автомобильный рынок города по итогам одного месяца не падал больше, чем на 40%",- отмечают специалисты агентства.  

В целом, по сравнению с прошлогодними данными, в первом квартале 2015 года продажи автомобилей сократились на 38%. В марте о своем закрытии объявил петербургский завод General Motors. А 15 мая стало известно, что канадский производитель автокомплектующих Magna International отказался от аренды площадки на Ижорских заводах и переносит производство в Калугу.

Впрочем, в областном комитете экономического развития и инвестиционной деятельности смотрят на ситуацию без лишнего пессимизма. "Мы в курсе планов компании о переносе сроков запуска производства. По имеющейся у нас информации предприятие начнет работу в конце 2015 года",- сообщили в комитете.

Собеседник журналиста в пресс-службе губернатора и правительства Ленобласти также подчеркнул, что перенос сроков никак не связан с ситуацией на всеволожском заводе "Форд". По его словам, автокомпоненты ВАЗ предназначены для других производств.

Артем Шалякин,
47news