Противостояние между областным правительством и подрядчиком содержания дорог компанией "НордСтройТранс" завершилось разрывом договора. За работу по аварийным контрактам возьмутся госпредприятия, а конкурс объявят заново. Но в дорожном комитете говорят, что поможет только реформа. К концу года ДРСУ уже не будет.

Длившееся месяц противостояние между областным комитетом по дорожному хозяйству (КДХ) и компанией "НордСтройТранс" (НСТ), выигравшей аукцион на содержание автомобильных дорог в семи районах Ленинградской области, завершилось. Как 7 марта рассказал 47news председатель КДХ Михаил Козьминых, контракт был разорван по обоюдному согласию сторон. На ближайшие три месяца содержание региональных дорог в этих районах ляжет на Дорожные ремонтно-строительные управления (ДРСУ), с которыми уже подписаны так называемые "аварийные контракты". За это время ведомство проведет конкурс на содержание дорог заново.

Напомним, что как неоднократно писал 47news, в этом году лоты на содержание дорог в 10 районах региона, вопреки традиции, выиграли не государственные ДРСУ, а две частные компании — НСТ (7 районов, 901 миллион рублей) и ЭСКО (3 района, 324 миллиона рублей). Появившийся в СМИ информация о том, что компания НСТ вообще не имеет специализированной техники и намерена заработать на генподряде, отдав фактические работы ДРСУ, вызвала неодобрение губернатора Ленинградской области Дрозденко. Между КДХ и НСТ начались переговоры, но только три недели спустя победитель аукциона согласился отказаться от исполнения контракта.

"В настоящий момент процедура с НСТ закончена подписанием соглашения. Заключены аварийные контракты с финансово состоятельными ДРСУ, которые будут обслуживать дороги. За это время проведем конкурс и определим, кто будет работать до 1 апреля следующего года", - рассказал журналисту Козьминых.

По мнению председателя КДХ, желание частных компаний участвовать в не сильно выгодном содержании дорог, вызвано экономическим кризисом.

"Зимой, в основном, проводится капитальное строительство, которым занимаются тяжеловесы дорожного рынка. Остальные компании зарабатывают летом на ремонтах, а затем более чем полгода фактически простаивают. В условиях кризиса они согласны работать с нулевой рентабельностью, отдавая все деньги на зарплаты сотрудников и текущие расходы", - объяснил Козьминых.

При этом самим ДРСУ очень трудно конкурировать с коммерсантами. Что бы областные дорожные управления смогли вести эффективную деятельность, на их модернизацию единовременно потребуется около миллиарда рублей, плюс по двести миллионов в течение нескольких лет.

Козьминых отметил, что до 1998 года ДРСУ были сильными предприятиями с парком тяжелой техники, своими асфальтобетонными заводами и карьерами. Тогда они могли самостоятельно выполнять выгодное капитальное строительство дорог. Сейчас большинство ДРСУ с трудом сводят концы с концами и имеют в основном легкую технику, износ парка которой превышает 60%.

"Хотя за последний год мы увеличили число безубыточных ДРСУ с 4 до 16, годовая прибыль части из них измеряется только десятками тысяч рублей. Два оставшихся в минусе по-прежнему имеют многомиллионные долги. Для обеспечения госконтрактов требуются банковские гарантии, которые большинству ДРСУ просто никто не даст. Не дадут им и кредиты, а из-за сложных погодных условий предприятиям часто требуются оперативные средства, которых у них нет", - описал ситуацию Козьминых.

По мнению председателя КДХ, помочь отрасли может реформа, связанная с объединением областных ДРСУ по территориальному признаку в пять акционерных обществ (ОАО). Наиболее проблемные ДРСУ нужно либо расформировать, либо присоединить к экономически-сильным предприятиям. Так, на севере дорожники могут сплотиться вокруг мощного Приозерского ДРСУ, в центре — вокруг Гатчинского или Всеволожского, на востоке — Лодейнопольского, на юго-западе — Кингисеппского, юго-востоке - Бокситогорского. При этом, если частные инвесторы заинтересуются участием в дорожном хозяйстве, они могут стать акционерами пяти новых ОАО, приобретя 10-20% акций.

Это не только позволит компаниям вкладывать собственные средства в технику и избавиться от непрофильных активов, но даст возможность сохранить более двух тысяч квалифицированных сотрудников дорожной отрасли, работающих сейчас в ДРСУ. Кроме того, ОАО будут зарегистрированы в Ленобласти. То есть, выигрывая конкурсы на ремонт, содержание, а, главное, капительное строительство дорог, они будут платить налоги в бюджет региона. Сейчас из двух десятков частных компаний, ремонтирующих региональные дороги, в Ленобласти зарегистрированы только две. Налоги от остальных получает бюджет Санкт-Петербурга.

По словам Михаила Козьминых, дорожный комитет намерен к 15 мая предложить губернатору план объединения предприятий. Если глава региона его одобрит, осуществить основную часть реформы можно будет уже до конца года. При этом текущее содержание дорог не пострадает — новые ОАО станут правопреемниками ДРСУ и продолжат исполнять контракты.

Корреспондент 47news дозвонился до директора НСТ Филиппа Купорова и поинтересовался, намерена ли его компания принимать участие в новых конкурсах по содержанию дорог.

"Конечно, планируем и участвовать и побеждать. Настрой боевой", - энергично ответил Купоров.

В руководстве КДХ тоже не исключают, что в аукционах вновь захотят принять участие частные компании. Чтобы избежать повторения ситуации, в ведомстве намерены в конкурсной документации указать, что подрядчик обязан будет 85% объема работ выполнить своими силами.

Напомним, что по приблизительным подсчетам 47news, для того, что бы исполнить контракт собственными силами, НСТ пришлось бы истратить на технику около миллиарда рублей, а так же нанять 1500 сотрудников.

Позицию КДХ поддержал и областной УФАС. 6 апреля руководитель этого ведомства Александр Плетешков, побывав на совещании аппарате правительства региона, обратил внимание на то, что значимые объекты часто переходят в руки подрядчиков либо без существенного снижения цены, либо по максимальной стоимости, в силу заключенного контракта с единственным поставщиком.

"В условиях ограниченного финансирования более широкий круг участников на торгах и жесткий контроль за ходом исполнения контрактов, безусловно, приведет к более эффективному расходованию государственных средств", - пояснил Плетешков.

Артем Шалякин, 47news