Конкурсы на содержание областных дорог объявят заново, а коммерсанты заработают на банковских гарантиях. Таков итог переговоров частных компаний и областного правительства. Но непогода ждать не стала. Под страхом уголовных дел некоторые ДРСУ убирают снег по собственной инициативе.

Переговоры между игроками рынка содержания региональных дорог в Ленинградской области сдвинулись с места. Как стало известно 47news, спор, из-за которого с 1 апреля трассы в семи районах области остались без уборки, может разрешиться уже в течение ближайших двух дней.

Погода ждать договоров не стала, с утра 2 апреля над областными трассами повалил мокрый снег. К ночи ожидается и нелюбимый дорожниками и ГИБДД "переход через 0" - понижение температуры до -1 градуса Цельсия, с возможным образованием наледи. При этом в семи районах: Всеволожском, Ломоносовском, Кировском, Гатчинском, Тосненском, Киришском и Волосовском, традиционно обслуживающие трассы государственные Дорожные ремонтно-строительные управления (ДРСУ) имеют законное право не выводить на дороги технику и людей. С 1 апреля обслуживать дороги в этих районах должна компания "НордСтройТранс" (НСТ), выигравшая конкурс стоимостью 901 миллион рублей. Такая же ситуация и в Сланцевском, Кингисеппском и Лужском районах региона. Здесь чистить и посыпать обледенелые дороги должно ООО "ЭнергоСтроительнаяКомпания", которое получит за это 324 миллиона рублей.

Как уже неоднократно писал 47news, проблема заключается в том, что компания НСТ вообще не имеет специализированной техники и хотела выполнять контракт силами тех же ДРСУ, отдав им работы на субподряд по заниженной цене. ЭСКО технику имеет, но в количестве, для содержания трех районов  явно недостаточном.

Практика получения до 10% от стоимости государственного контракта (а в данном случае это десятки миллионов рублей) за генподряд, без исполнения каких-либо работ (то есть фактически просто так), не очень популярна в кризисный год. По крайней мере так решил губернатор Дрозденко и распорядился пересмотреть  результаты конкурсов.

Однако установленные законом процедуры требуют времени. Кроме того, в комитете по дорожному хозяйству (КДХ) заметили, что не заключать контракт с законными победителями — не правильно. 23 марта контракты с НСТ и ЭСКО были подписаны, и ведомство начало переговоры со всеми участниками дорожного процесса с целью найти приемлемое решение.

Переговоры затянулись, и к 1 апреля ни одно ДРСУ  договоров субаренды с НСТ не заключило. При этом в КДХ подчеркнули, что формально за содержание дорог в семи районах действительно отвечает компания НСТ, и как она будет убирать снег и посыпать солевую смесь — её дело. За рамками остался вопрос — кто ответит за последствия возможных ДТП, вызванных скользким дорожным полотном или образовавшимися на нём ямами.

Собеседник журналиста 47news в правительстве Ленобласти сообщил, что предварительно решение сложной ситуации найдено.

"Пока содержать дороги будут выигравшие компании, но в ближайшее время конкурсы будут объявлены заново, по каждому району отдельно. Проблема ДРСУ в том, что у многих из них отрицательный баланс, что не позволяет получить банковскую гарантию, которая требуется 44-ФЗ. Скажем, Тосненское и Всеволожское гарантию получить могут, а вот Ломоносовское и Рощинское — нет. В таком случае не будет ничего страшного, если эти госпредприятия сработают в субаренде у частных фирм, которые сделают банковскую гарантию и заберут себе 1,5-3% от стоимости контракта. Не больше",- рассказал чиновник.

Таким образом, в случаях, где госпредприятия не смогут работать с бюджетом напрямую из-за своей финансовой несостоятельности, областное правительство готовится применить "нулевой вариант", разработанный КДХ. При нём частник-генподрядчик получает минимальную прибыль и только за конкретные выполненные работы.

Пока чиновники, бизнесмены и дорожники продолжают обсуждать финансовые нюансы, утром 2 апреля в ДТП в Киришском районе Ленобласти  погибла 37-летняя директор школы и пострадала ее 10-летняя дочь. По словам собеседника 47news в ГИБДД, дорожное полотно на месте аварии было покрыто сырой кашей из снега и песка.

Корреспондент 47news обзвонил ДРСУ районов, содержание которых досталось частным компаниям и, представившись обеспокоенным жителем, поинтересовался, вышла ли на дороги техника.

В Киришском ДРСУ сообщили, что в настоящий момент производят посыпку дорог, а трассу "Кириши-Смолино", на которой произошла авария, посыпали около 9.30. Напомним, что смертельное ДТП произошло в 8.50.

В Кировском ДРСУ рассказали, что вышли на дороги по собственной инициативе, без контракта и каких-либо распоряжений от руководства.

-Ну как мы бросим дороги в такую погоду,- прокомментировал ситуацию один из сотрудников этого госпредприятия.

В Ломоносовском, Гатчинском, Кингисеппском и Волосовском ДРСУ отметили, что у них снега нет, но в случае необходимости на дороги они выйдут и будут их обслуживать. До Лужского ДРСУ дозвониться не удалось.

Формально отнеслись к ситуации в Тосненском ДРСУ.

-Мы дороги больше не обслуживаем. Какая-то частная фирма выиграла контракт. Вот у них и спрашивайте,- посоветовали на предприятии.

В Пригородном ДРСУ №1, обслуживающем половину Всеволожского района, сначала сообщили, что вся техника стоит и без контракта работы не будет. Правда, позже добавили, что так как снегопад продолжается, техника и люди вышли на дорогу "Парголово-Огоньки".

-Вон, без контракта во Всеволожском ДРСУ вообще все ушли в трехдневный отпуск за свой счет,- заявила журналисту сотрудница дорожного предприятия.

Дозвониться до Всеволожского ДРСУ и проверить эту информацию 47news не удалось — трубку в офисе никто не снял.

Наиболее эмоциональный разговор состоялся с начальником эксплуатационного участка Пригородного ДРЭУ, обслуживающего часть Ломоносовского и Гатчинского района.

-Скажите, вы дороги будете посыпать сегодня, если похолодает?-

-А вам какое дело?

-Волнуюсь. У меня сегодня тёща на машине поедет, водит плохо, вдруг дорога скользкая будет.

-Да идите вы со своей тещей куда подальше,- ответил дорожник и положил трубку.


Стоит отметить, что по мнению специалистов отрасли, директора ДРСУ, обслуживающие дороги по собственной инициативе, рискуют не только лишними тратами и без того скромных финансов предприятий.

"Любое ДТП с серьезными последствиями с участием техники ДРСУ, вышедшей на дороги без контракта или письменного указания КДХ — это уголовная ответственность для руководства. Люди рискуют",- прокомментировал специалист.

Артем Шалякин,

47news