Комитет по дорожному хозяйству готов исполнить волю губернатора, давшего указание пересмотреть результаты аукционов на содержание областных дорог. Победителям вместо 1,2 миллиарда рублей дадут 200 миллионов, а позволят заработать не больше 12-и. Эксперты полагают, что конфликт повторится  через два месяца.

Комитет по дорожному хозяйству Ленинградской области (КДХ) выбрал вариант для разрешения конфликтной ситуации с контрактами на содержание региональных дорог. В ведомстве соединили в единое целое два возможных решения, о которых  писал 47news. С выигравшими конкурс компаниями контракты заключат, но только на два месяца, а заработать генподрядчики смогут не более 3%. Компромисс  окрестили "нулевым вариантом".

Об этом 24 марта на пресс-конференции, посвященной началу подготовки региональных дорог к новому летнему сезону, рассказал председатель областного КДХ Михаил Козьминых. Кстати, корреспондент 47news отметил, что это важное заявление Козьминых сделал в значимую для него дату — он возглавил комитет ровно год назад. В тот же день — 24 марта 2013 года лишился своего поста прежний председатель комитета Алексей Львов. Он написал заявление об уходе после выяснения отношений, связанных именно с содержанием дорог Ленобласти.

Напомним, что нынешняя ситуация возникла после того, как результаты трех аукционов на содержание областных дорог в 2015 и первом квартале 2016 года стали  известны губернатору. Два лота на обслуживание трасс в семи районах региона, совокупной стоимостью 901 миллион рублей,  выиграло ООО "НордСтройТранс" (НСТ). Право содержать дороги ещё в трех районах, за 324 миллиона рублей, получило ООО "ЭнергоСтроительнаяКомпания" (ЭСКО).

Традиционно этой деятельностью занимались региональные госпредприятия – дорожно-ремонтные строительные управления (ДРСУ). Однако в этом году их заявки на участие в аукционах по указанным выше лотам были отклонены по формальным признакам — конкурсная комиссия нашла изъяны в представленной госпредприятиями документации. Победителями во всех трех случаях стали единственные участники, пожелавшие принять участие в аукционах — НСТ и ЭСКО.

При этом выяснилось, что выигравшая конкурс компания НСТ не имеет парка собственной специализированной техники и собирается привлекать на субподряд те же ДРСУ. То есть в кризисный год между госпредприятиями, десятилетиями обслуживающими дороги, и государственным финансированием появился посредник. Это не устроило правительство региона.

Однако оказалось, что выполнить распоряжение губернатора и не нарушить законные процедуры не так просто. На процедуру проведения новых аукционов требуется 50 дней, тогда как обслуживать дороги по новым контрактам нужно уже с 1 апреля. Тогда журналисты узнали о двух возможных решениях проблемы. В первом варианте контракт с подрядчиком заключается только на два месяца по дополнительному соглашению к договору. За это время КДХ готовит новый конкурс. Во втором генподрядчику предлагают сработать без прибыли, отдав содержание в субподряд ДРСУ по полной стоимости контракта.

Как стало известно 47news, в итоге в КДХ эти идеи скомпилировали и разработали вариант, который назвали "нулевым". Название обусловлено содержимым — победители аукционов прибыль получат, но только за реально выполненные работы. То есть необоснованное обогащение будет равно нулю.

"Большинство из 18 областных ДРСУ, к сожалению, имеют солидную кредиторскую задолженность. Она не позволяет им получить банковскую гарантию,  необходимую по закону для исполнения госконтрактов. Именно поэтому сейчас конкурсы разыгрываются не по отдельным районам, а объединяются в лоты, которые могут выиграть успешные ДРСУ с положительным финансовым балансом. Так что в том, что генподрядчиком могут стать частные компании, принципиально ничего плохого нет. Вопрос лишь в том, сколько денег они захотят оставить себе и за какие конкретно работы",- рассказал журналисту Козьминых.

КДХ готов предложить подрядчикам поработать за 3% от стоимости контракта. То есть в случае НСТ (если контракт будет заключен на год) — за 27 с небольшим миллионов рублей. За эти деньги подрядчик должен предоставить банковские гарантии на обеспечение контрактов, стоимостью свыше 90 миллионов рублей. С учетом подорожания банковских услуг, это может обойтись дороже 9 миллионов рублей. На остальные деньги подрядчик разработает исполнительную документацию и сделает круглосуточную диспетчерскую службу по каждому району, дороги которого он вызвался содержать. Большая часть денег — 874 миллиона рублей, отдадут субподрядным ДРСУ, которые непосредственно будут работать на трассах.

Что касается срока действия контракта, то пока рассматривается двухмесячный вариант. Однако, если по истечению первого месяца генподрядчики покажут хорошие результаты, в КДХ не исключают, что сотрудничество с ними может быть продолжено. При этом председатель комитета отметил, что компания "ЭСКО" не вызывает у ведомства таких вопросов, как новый игрок в содержании дорог — НСТ.

"Фирма "ЭСКО" уже выигрывала конкурсы по содержанию федеральных трасс в Кингисеппском районе Ленобласти и справлялась с задачей. Кроме того, у них есть специализированная техника, они имеют собственные заводы и поставляют асфальт по цене ниже рыночной. В общем, есть вполне успешная практика сотрудничества в этой сфере. Что касается НСТ, то мы имеем с ними опыт работы, но только по строительству",- добавил Козьминых.

Михаил Козьминых сказал корреспонденту 47news, что разработанный вариант победителям конкурса пока не предлагался и переговоры с  руководством компаний состоятся до конца этой недели. Однако собеседник журналиста в правительстве Ленобласти сообщил, что по предварительной информации компания "ЭСКО" на условия КДХ согласится.

Руководитель НСТ Филипп Купоров по сложившейся традиции отвечать на вопросы  47news отказался. Довод, что все участники процесса охотно комментируют ситуацию, его не убедил.

"Пускай говорят все",- отмахнулся бизнесмен и попрощался.

Кстати специалисты дорожной сферы отмечают, что если аукционы на содержание дорог будут объявлены заново, нет гарантии, что победят в них именно ДРСУ.

"Если в кризисный год коммерсанты заинтересовались мягко говоря не слишком прибыльными аукционами на содержание дорог, на смену НСТ и ЭСКО могут прийти и другие дорожные фирмы. И всё повторится снова",- предрек собеседник журналиста в одном из ДРСУ.

Артем Шалякин,
47news