Премьер-министр Дмитрий Медведев выбрал  Тихвинский вагоностроительный завод миллиардера Александра Несиса площадкой для совещания по транспортному машиностроению. Визит политический, ведь в отрасли кризис, а предприятие показывает рост на инновациях. Заменить импортное оборудование возможно, но дорого и не сразу.

Премьер-министр Дмитрий Медведев 16 марта совещался  о мерах по обеспечению устойчивого развития транспортного машиностроения в стране. Местом рабочей встречи стала площадка "Тихвинского вагоностроительного завода" (ТВСЗ) в Ленинградской области. Выбор кажется не случайным — как писал 47news, на фоне общего кризиса в отрасли ТВСЗ  не снижает производственных показателей.

Кризис в отрасли тяжелого машиностроения, в том числе транспортного, выглядит масштабно. В наступившем году уже остановлен "Промтрактор-Вагон", вынужденно отправил несколько тысяч сотрудников в отпуск "Уралвагонзавод". О сокращении штата говорят на Орском вагонном, Барнаульском и Рославльском вагоноремонтном заводах, на "Алтайвагонзаводе" и "Рузхиммаше". С 9 февраля встали Тверской вагоностроительный и Демиховский машиностроительный заводы.

В этих условиях даже осторожное заявление пресс-службы ТВСЗ, гласящее, что завод "продолжает операционную деятельность с сохранением штатной численности персонала" - весьма оптимистично.  По сведениям 47news, при выборе места для проведения совещания рассматривались и площадка "АВТОВАЗ" в Тольятти и промпроизводство "КамАз" в Набережных Челнах. Решение премьера посетить ТВСЗ кажется политическим и может быть напрямую связано с популярным в последние годы словом "инновационный".

ТВСЗ входит в состав "Объединенной вагонной компании" (ОВК), принадлежащей группе компаний "ИСТ" миллиардера Александра Несиса. Строительство завода стоимостью 36 миллиардов рублей продолжалось с 2008 по 2012 год. Своим успехам ТВСЗ обязан производству инновационных железнодорожных вагонов с улучшенными характеристиками. Это полувагоны с увеличенной грузоподъемностью 77 тонн  и вагоны-хопперы для перевозки минеральных удобрений с увеличенными габаритами кузова. Также в этом году компания готовится к выпуску улучшенных железнодорожных цистерн.

Еще одним фактором в пользу актива Несиса могла стать эффективная программа импортозамещения, представленная ТВСЗ в сентябре 2014 года. Как сообщали в пресс-службе предприятия, из более чем 4000 наименований комплектующих и материалов для производственных нужд завода, импортируются только 5 единиц, локализация которых будет завершена в 2015 году на базе создаваемых в Тихвине совместных производств.

Традиционно отечественное тяжелое машиностроение упиралось в отсутствие собственных современных производственных линий. Индустриализация СССР 30-х годов прошлого века стала возможна только при помощи покупки у западных стран новейших станков и найма иностранных специалистов. Вторая волна последовала в 1945 году, когда из побежденной Германии и её союзников в СССР массово завозили промышленное оборудование.

Для примера, на некоторых ныне действующих российских гидроэлектростанциях и сейчас работают машины, произведенные до войны компанией Krupp. Обсуждая визиты на разные предприятия, журналисты 47news припомнили и немецкие агрегаты по намотке кабеля петербургского "Севкабель", завезенные в город сразу после победы, и несколько станков "Вагонмаша", выпущенных еще в конце 19-го века.

За серьезный развал тяжелого машиностроения в 90-х годах приходится расплачиваться в кризисный и санкционный 2015-й. Так, по сообщению газеты "Деловой Петербург", верфи Северо-Западного региона страны уже заморозили строительство 17-и военных кораблей  на общую сумму 227 миллиардов рублей. Двигатели для них предполагалось закупать на Украине и в Германии, но эти агрегаты попали под действие санкций. Собственной производственной базы в стране нет и на ее создание потребуется  как минимум несколько лет и солидные финансовые затраты.

Опасение вызывают и стратегические проекты строительства заводов по сжижению природного газа (СПГ), высокотехнологичное оборудование для которых поставляется из-за рубежа. В первую очередь речь идет о криогенных теплообменниках большой мощности, которые сейчас производят только две компании - американская и немецкая. Теоретически, запрет на поставку такого оборудования может поставить под угрозу строительство "Балтийского СПГ" в Ленинградской области. Напомним, что этот проект "Газпрома", стоимостью почти   триллион рублей, начнет реализовываться в этом году и должен быть завершен через пять лет.

Впрочем, эксперты  этой отрасли говорят, что ситуация не критична.

"Для сжижения природного газа необходимо температура -165 градусов Цельсия. Мы умеем сжижать кислород при -185 и владеем уникальной технологией сжижения водорода при -250 градусах. Полагаю, что отечественное предприятие "Криогенмаш", в случае необходимости, сможет построить и главный криогенный теплообменник для "Балтийского СПГ",- прокомментировал 47news один из специалистов.

Расходятся мнения и об импортозамещающей программе ТВСЗ. По версии экспертов радиостанции Бизнес ФМ, комментарии которых анонсировали приезд Медведева в Тихвин, заводы России готовы производить до 100 тысяч вагонов в год, тогда как реальный спрос не превышает 40 тысяч. При этом перевозчики опасаются, что их законодательно обяжут чаще обновлять подвижной состав, а это не выгодно. В результате стоимость новых вагонов будет просто включена в тарифы, что негативно скажется на всей, страдающей от кризиса, экономике.

В противовес этой позиции в пресс-службе ТВСЗ корреспонденту 47news сообщили, что производственная программа предприятия обеспечена спросом российских компаний реального сектора.

"В феврале завод выпустил более половины всех вагонов, произведенных в РФ. Причина столь высокого спроса - инновационный вагон обладает подавляющим технико-экономическим превосходством над типовым подвижным составом старого поколения. Доходность такого вагона выше на 500-600 рублей в сутки, чем у обычного, при этом для конечного потребителя стоимость перевозки одной тонны груза даже ниже рыночной. В целом эксплуатация вагонов ТВСЗ приводит к снижению стоимости перевозки тонны грузов примерно на 10-20%",- заявили в пресс-службе завода.

Стоит отметить, что визиту Дмитрия Медведева в Тихвин предшествовало предложение министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова продолжить практику проведения совещаний по отдельным отраслям с участием премьер-министра. Можно ожидать, что за обсуждением транспортного машиностроения последуют и другие подобные мероприятия.

Артем Шалякин,
47news