На фоне тяжелого кризиса отрасли, Тихвинский вагоностроительный завод смотрится лучше. Людей и вагоны там пока не сокращают. Специалисты говорят, что предприятие миллиардера Александра Несиса выпускает продукцию, актуальную для кризиса.

По информации газеты "КоммерсантЪ", опубликованной 9 февраля, подавляющее большинство российских вагоностроительных предприятий из-за кризиса вынуждены уменьшать или останавливать производство, а также сокращать штаты. Издание отмечает, что производство поддерживает лишь одно предприятие, делающее инновационные вагоны. Это Тихвинский вагоностроительный завод (ТВСЗ) в Ленинградской области.

Как утверждает "КоммераснтЪ", с октября 2014 года на четырехдневную неделю перешел "Алтайвагонзавод", а "Рузхиммаш" намерен это сделать с 1 апреля. Оба завода намерены сократить около 30% штата. В наступившем году остановлен "Промтрактор-Вагон", вынуждено отправил несколько тысяч сотрудников в отпуск "Уралвагонзавод". О сокращении штата говорят на Орском вагонном, Барнаульском и Рославльском вагоноремонтном заводах. С 9 февраля встали Тверской вагоностроительный и Демиховский машиностроительный заводы. В общем — кризис масштабный.

На фоне тревожной информации положение ТВСЗ кажется более стабильным. Основные производственные мощности Тихвинского вагоностроительного завода были построены и введены в промышленную эксплуатацию до наступления тяжелой экономической ситуации. Кроме того, завод производит современные вагоны с улучшенными характеристиками, которые пользуются спросом у заказчиков.

ТВСЗ входит в состав "Объединенной вагонной компанией" (ОВК), принадлежащей группе компаний "ИСТ" Александра Несиса. Строительство завода продолжалось четыре года — с января 2008 по январь 2012. Общий объём инвестиций в промышленное производство составил 36 миллиардов рублей.

Как пояснил корреспонденту 47news специалист операторской компании, специализирующейся на железнодорожных перевозках, ТВСЗ производит грузовые вагоны, которые в эксплуатации дают ряд ощутимых экономических эффектов всем участникам перевозочного процесса.

"Для грузоотправителей и транспортных компаний — это снижение стоимости перевозки тонны груза за счет увеличенной грузоподъёмности вагона, сокращение стоимости обслуживания вагона за счет увеличенного срока службы вагонов и повышенной надёжности узлов и деталей. Для владельца инфраструктуры — снижение воздействия на путь и сокращение расходов на локомотивную тягу. Всем выгодно, а значит востребовано. Особенно сейчас, когда все пытаются экономить",- пояснил перевозчик.

Речь идет в частности о грузовых вагонах модели 12-9869 в комплектации с тележкой "Барбер", которые, по заявлению производителя, превосходят по своим характеристикам существующие на отечественном рынке аналоги. Линия по их производству была запущена на площадке ТВСЗ в сентябре прошлого года.

Грузоподъемность в 77 тонн за счет уменьшения массы тары вагона до 23 тонн и объем кузова 92 кубических метра обеспечивают повышение загрузки на 10 тонн по сравнению со средней погрузкой полувагонов старых моделей, находящихся в парке РФ. Срок службы такого вагона составляет 32 года. Его значительным конкурентным преимуществом являются также увеличенные сроки межремонтных пробегов, которые позволяют операторам снизить расходы на сервисное обслуживание в среднем на 30-40%.

Еще одна инновация от ТВСЗ - вагон-хоппер для перевозки минеральных удобрений на тележках с осевой нагрузкой 25 тонн. Перевозчики отмечают их высокую рентабельность, что особенно актуально в непростых экономических условиях.

"Вагоны нового поколения крайне привлекательны для нашего бизнеса. "Акрон" уже имеет успешный опыт эксплуатации инновационных вагонов производства ТВСЗ. Благодаря ним мы существенно сократили стоимость наших перевозок", - еще летом 2014 года отмечал генеральный директор ЗАО "Акрон-Транс" Игорь Крупский.

Минераловоз модели 19-9870 имеет увеличенные габариты кузова и нагрузку на ось 25 тонн/сантиметр, позволяющие реализовать повышенную на 5-6 тонн грузоподъемность вагона (до 76,5 тонн) для широкой номенклатуры грузов. Межремонтный интервал увеличен до трех лет или 500 тысяч километров пробега.

На ТВСЗ корреспонденту 47news уточнили, что в 2014 году предприятие вышло на мощность в 13 000 вагонов.

"Сегодня мы продолжаем операционную деятельность завода с сохранением штатной численности персонала", - сообщили на ТВСЗ.

Положение дел на вагоностроительном заводе не оставляет равнодушным администрацию Тихвинского района Ленинградской области, для которого предприятие является крупнейшим налогоплательщиком и поставщиком рабочих мест.

"Конечно, для нас очень важно, как идут дела у завода. Практически треть от всего налога НДФЛ, собранного в районе за прошлый год, приходится на долю ТВСЗ. Это не удивительно — за год на предприятии появилось 2,5 тысячи рабочих мест, а зарплаты на заводе на 10-20% выше, чем в среднем по району",- рассказал 47news председатель комитета по экономике и инвестициям районной администрации Павел Федоров.

В администрации отметили, что если в 2011 году на промышленной площадке завода работали 1100 человек, то в 2014 эта цифра превысила шесть тысяч, а процент безработицы в районе снизился до рекордных 0,5%.

"Почти 60% работников завода — жители Тихвинского района. Это очень важный фактор для восточных районов области, где традиционно существует проблема занятости. Завод — стабилизирующий фактор для всего местного рынка труда",- отметил Федоров.

Артем Шалякин, 47news