Новый вице-губернатор по строительству Михаил Москвин настолько освоился, что заставляет застройщиков гладить бобра. Он признаёт себя бюрократом, но называет директором. Градостроительную политику трогать не будет, а выстроит механизм. Депутат Госдумы Сергей Петров с ним уже разговаривал.

Новый вице-губернатор по строительству Ленобласти Михаил Москвин ровно неделю в должности. Корреспондент 47news встретился с ним, чтобы узнать, как изменится градостроительная политика в регионе. В ответ увидел бронзового бобра, белую каску и услышал о рутине. Заодно утвердился в мысли о том, что без главы дирекции транспортного строительства Кирилла Полякова в регионе не обходится.

"БОГАЧЁВ-АРХИТЕКТОР. МОСКВИН-ДИРЕКТОР ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ"

- Вы уже освоились в новом кабинете?

- Вполне. Вот, ввёл новую традицию: каждый входящий в кабинет застройщик должен погладить фигурку бобра в каске, стоящую на полочке. Это принесёт удачу. Откуда у нас этот бобёр, не знаю,ещё при Николае Ивановиче (Пасяда — экс-вице-губернатор по строительству — прим.ред.) он тут стоял.

- Это кто так решил — про удачу?

- Я сам.

M4.jpeg Комментарий бывшего вице-губернатора Георгия Богачёва:

«Бобёр из латуни. Откуда он у нас, не знаю. Когда только начал работать, увидел его в приёмной, понравился, забрал в кабинет».

- Мило. Вот смотрите. Есть бывший вице-губернатор Георгий Богачёв, о котором можно сказать: он проводил такую-то и такую-то градостроительную политику. Назовите будущие принципы градостроительной политики вице-губернатора Михаила Москвина?

- В чём разница между нами двумя? Георгий Игоревич (Богачёв — прим.ред.) – творческий человек, склонный к созиданию, искусству. Поэтому он больше уделял внимание именно процессу градостроительства. Если нас сравнивать, то можно так сказать: он главный архитектор, а я - директор по строительству. Мне важны графики, сроки выполнения строительных работ, сроки поставки материалов, нахождение на стройплощадке нужного количества людей. Поэтому акценты в моей работе будут смещены с градостроительства в сторону исполнения адресных инвестиционных программ. То есть, буду строго следить за строительством социальных объектов.

- Всё-таки, как же выстраивание градостроительной политики?

- Градостроительную политику определяют документы территориального планирования. У нас практически везде есть генеральные планы, правила землепользования и застройки. Так что градостроительная политика Ленобласти определена до меня. Тем более, соответствующие полномочия уже переданы на уровень субъекта и если кто-то из муниципальных глав что-то захочет изменить, мимо нас это уже не пройдёт.

- Перед любым новым вице-губернатором должны быть поставлены чёткие задачи для работы. Какие губернатор Александр Дрозденко поставил перед Вами?

- Главное – заняться учётом и контролем. Знаю по комитету госстройнадзора, которым руководил, что застройщики уже поняли правильность наших стремлений и перестали считать правительство органом, который мешает работать. Теперь надо сбалансировать эту ситуацию, систематизировать, чтобы чётко можно было добиваться результатов. Для этого нужно заниматься сухими вещами, которые не очень интересны простому человеку: графики, планы. Рутина. Я вот такой…

- Вы такой бюрократ.

- Да, можно сказать и так. Но больше я управленец. Пусть слово "рутина" на слух неприглядное, но ею надо заняться. То, что было сделано почти за три года Георгием Игоревичем, нужно продолжить выполнять скрупулёзней, чтобы выстроить механизм работы. Чтобы не зависело, Москвин, Сидоров, Петров или кто-то ещё, а чтобы работа строительной отрасли шла по курсу, который задал губернатор.

- С Вашим приходом правила игры для участников рынка поменяются?

- Они никак не могут поменяться. У нас есть градостроительный кодекс и закон о государственных закупках. К тому же, губернатор пообещал, что секвестирования бюджета не будет. Есть соглашения с застройщиками по выкупу социальных объектов, мы их подписали и отменять не будем. 

"...ПОЕДЕШЬ В ТИХВИН? ЗАДУМАЮСЬ"

- Хорошо, но если бы Вы были не чиновником, а волшебником, способным что-то поменять в строительной сфере, какие три момента вы бы изменили в жизни региона?

- Я бы отремонтировал все дороги и построил новые. Это раз.

Ликвидировал бы очередь не только в детские сады, но и в ясли. Это два.

Ещё бы я  создал бы гармонию с точки зрения наличия рабочих мест и людей на этих рабочих местах. Когда сбалансировано - тогда правильно.

- Насчёт сбалансированности. Строительство Ленобласти сосредоточено вокруг Санкт-Петербурга, в основном, во Всеволожском районе. И ещё никто в областном правительстве не разработал способ исправления этой ситуации.

- Мы живём в условиях рыночной экономики, а не плановой. Если квартиры продаются здесь, их здесь и строят. Если условия изменятся и человека потянет на природу, в Пикалёво, в теплицы, работающие круглый год, там будут и детские сады, и школы. И в Тихвин люди поедут, туда, где есть рабочие места на вагоноремонтном заводе и жильё есть.

- Но не хотят люди  туда ехать. Что надо сделать, чтобы поехали?

- Знаете, задай мне вопрос, поедешь в Тихвин? Я задумаюсь.

- Почему? Вы же во Всеволожске живёте.

- Всеволожск – это Всеволожск…

- Да, во Всеволожске кто только не живёт… Георгий Игоревич говорил о нереализованных планах по созданию компании, которая бы занималась строительством недорогого жилья. Эта мысль фигурирует в Ваших разговорах с губернатором или Вы лично задумывались об этом?

- Сейчас стройка домов, в которые положено переселить граждан, ожидающих жилья по различным программам, происходит достаточно хаотично: муниципальные власти предоставляют земельные участки, выбирают подрядные организации, мы эти субсидии передаём туда… Конечно, такая раздробленность приводит к тому, что у семи нянек дитя без глазу. Поэтому хотелось бы видеть централизованного оператора, который будет собирать информацию и предлагать варианты реализации субсидий.

- Все губернаторы, и в Петербурге, и в области, и везде в стране, первым делом при приходе к власти заявляют о необходимости ликвидировать жилищные очереди. Перспективы в этом вопросе в Ленобласти есть?

- Есть, конечно. И люди квартиры получают. Например, только по программе расселения аварийного жилья уже три тысячи за два года человек получили новые квартиры, а к годовщине революции — к 2017 году еще более 12 тысяч расселим. Но сказать, что завтра всех расселим, я не готов. Желание расселять есть, а желания делать заявления на этот счёт нет.

- Сейчас много разговоров о том, что экономический кризис, ударив по строительной отрасли, может дать и шанс на удешевление жилья.

- Смотрите, есть факты: в 2014 году производство нерудных строительных материалов сократилось на 9%, зато производство бетона выросло на 8% , кирпича - на 23%. Но вот, например, объем работ по отрасли за январь составил около 4 млрд рублей — на 9% меньше, чем в 2013 году, но жилья в январе введено 244 тысяч квадратных метров — на 13% больше, чем в первый месяц 2014 года. Это нормальная для отрасли история.

Я бы слово "кризис" вообще не произносил пока, потому что, невзирая на рост курса валюты и банковские проблемы, таких провальных явлений у нас не наблюдается.

- А Вы в магазин ходите? Бананы покупаете?

- Бананы к стройке не относятся. Бананы покупал вчера, сегодня даже один лежит с собой. Есть, конечно, сложности. Завтра (то есть в среду, 4 марта — прим.ред.) у нас, например, антикризисная комиссия. Называется она, правда, по-другому - "комиссия по эффективности". Мы вместе с застройщиками и производителями оценим динамику статистики первых двух месяцев 2014 и 2015 годов, о которой я сказал выше. По предварительным подсчётам, подвижка небольшая и ни о каком кошмаре пока речи не идёт. Вспомним "Собачье сердце", разруха в клозетах.

- Вы все повторяете одно и то же. Богачёв тоже цитировал "Собачье сердце"... Так квартиры всё-таки могут подешеветь из-за низкого спроса?

- Для удешевления квартир должны быть экономические причины, которых нет. Подешеветь они могут только из-за снижения себестоимости, иначе, застройщики начнут себе в убыток продавать. А себестоимость осталась на том же уровне, что и раньше.

- В последнее время область гналась за темпами строительства, миллион, миллион-двести, кто больше. Перед Вами поставлена задача увеличить темпы строительства?

- План был поставлен давно на всю Россию — квадратный метр на человека в год. У нас примерно 1,8 миллионов жителей в регионе, мы должны выйти на показатель 1,8 миллионов квадратных метров в год. Мы, кстати, на него почти вышли — по уточненным данным ввели в прошлом году 1,787 миллионов квадратных метров.Но Александр Юрьевич (Дрозденко — прим.ред.) уже давно сказал, что именно за количеством квадратных метров гнаться не нужно. Нам не нужно застроить всё и отчитаться. Нужна сбалансированность. Тем более что строительный маховик его раскрутили, его так просто не остановишь. Теперь нам нужно количество вместе с качеством развивать. А это транспортная доступность к населённым пунктам, к которым дороги не построили. Как, например, в Новодевяткино.

"ГЛУПО И НЕЛЕПО"

- Кстати, насчёт Новодевяткино. Что вы собираетесь с отсутствием там детских садов, школ, канализации? Люди недовольны, они бастуют.

- По детским садам. Мы уже ввели в эксплуатацию детский сад, в марте-апреле туда уже пойдут около 300 детей. Проблема сразу снимется.

Насчёт школы согласен, работает с перегрузкой в две смены. По проекту планировки территории компании "Град" предусмотрена школа, мы с ними теперь договариваемся, чтобы одновременно с жилыми домами возводили и школу, а лучше и с опережающими темпами.

Все дома, которые строятся сейчас в посёлке, обеспечены канализацией двумя сетевыми компаниями. Это либо "Леноблвод", либо "Водоканал Санкт-Петербурга". Нет канализации у трёх компаний: две только проектируют, это "Град" и "Дальпитерстрой".

И "О2 Девелопмент", который получил технические условия от "Водотеплоснаба", на основании технических условий прошёл негосударственную экспертизу, построил дома, а вопрос с канализацией так и не решил. Дома стоят, а канализации нет. Но мы разрешение на ввод в эксплуатацию не дадим, пока не построят очистные сооружения. Проблема только в том, что люди, ждущие квартиры, в срок их не получат. Но напротив этого объекта компания "Унисто Петросталь" построила свои очистные сооружения. У них есть свободные мощности и вполне возможно, что после ввода в эксплуатации смогут подключить и соседей.

Нет канализации у домов, которые построены в 80-е годы прошлого столетия. Тогда "ЛМЗ" строил для себя этот посёлок и очистные сооружения построить не успели. Вопрос решать нужно, но он не моей компетенции.

- Не будете заставлять главу Новодевяткино Дмитрия Майорова это делать?

- Майоров не построит очистные сооружения — в его бюджете на это денег нет. Но люди наши, проблема наша, будем думать. Сейчас речь идёт о недостатке мощности в 3,5 тысячи кубов в Новодевяткино и в 1,5 тысячи кубов застройкив Мурино. В конце прошлого года на экспертизу был представлен проект канализационно-очистных сооружений в Мурино. Получено отрицательное заключение, потому что проект представлен без коллекторов. Это как в шутке "Зачем лётчику самолёт? Потому что он глупо и нелепо будет выглядеть на высоте 10 тысяч метров без самолёта". Также и здесь — глупо и нелепо. После того, как представят проект с коллекторами, будем четко знать, сколько это будет стоить.

M1.jpg Георгий Богачёв (слева) и Михаил Москвин (справа)

- Во Всеволожском районе есть и проблема с принятием генеральных планов ряда поселений. К примеру, в декабре был скандал в Заневском поселении, где собирались прирезать участок в 122 Га, принадлежащий депутату Владимиру Рыбальченко, под жилищное строительство

- В скандале не участвовал и тема прошло мимо меня. Сейчас вникаю в вопрос. Знаю, что проект поправок в генплан поселения сейчас находится в комиете по архитектуре, к нему есть ряд замечаний от нескольких комитетов, разработчики в рабочем порядке снимают эти замечания. Снимут — комитет напишет положительное сводное заключение, нет-отрицательное. У них там срок - до двадцатых чисел марта.  

- Аналогичная ситуация с генпланом Колтушей. Генплана нет, потому что есть сложности с особо охраняемой природной территорией.

- Губернатор дал задание определиться с границей особо охраняемой природной территорией и после этого принять генплан.

- Этой формулировке уже много лет. Правильно ли я понимаю, что пока история не закончена?

- Не закончена.

- В Петербурге сейчас гремит история с проблемами дольщиков из-за того, что  "Ленэненрго" не подключит вовремя объекты. В области аналогичные проблемы ожидаются?

- Пока что нет. У нас в местах массовой застройки территории, в Кудрово, Мурино, Всеволожске, работает "ЛОЭСК" Припоминаю, условия технического подключения от "Ленэнерго" - только в "Новоселье" Ломоносовского района. Но пока никто не жаловался.

- Как Вы считаете, структура Андрея Молчанова, "ЛСР", построит запланированный миллион квадратных метров на территории бывшего аэродрома Ржевка во Всеволожске?

- Конечно, построит. Зачем иначе они покупали территорию? Генплан, параметры всех устраивают, отклонений от документов они не планируют. Там строй да строй. В конце 2015 года они хотят получить разрешение на строительство на первые дома. И это реально. Этот жилищный массив может послужить толчком для развития дорожной инфраструктуры. Здесь как раз важно, чтобы работали два субъекта, прежде всего, Дирекция по развитию транспортной системы, которую возглавляет Кирилл Валентинович Поляков.

- Куда же без Кирилла Полякова? Как однажды мне сказали Ваши коллеги, в Ленобласти ничего не происходит без упоминания Полякова. Даже если он непричём. 

- Вот и я, значит, не зря его вспомнил.

"Я НЕ ПОЛИТИК"

- Молчанова вспомнили, Полякова вспомнили. Вас же по-прежнему ассоциируют с депутатом Госдумы Сергеем Петровым. Он звонил Вам, поздравлял с назначением?

- Конечно, мы общались. Я считаю его старшим товарищем, судьба нас свела. Но масштаб у нас совершенно разный. Он офицер и я его поздравлял с 23 февраля, в ответ получил поздравление по поводу назначения. Насчёт его строительного бизнеса — пусть строит. Ни помочь, ни помешать ему не могу. Да и вообще — застройщики разберутся без меня.

- Георгий Богачёв пришёл в Дом правительства из бизнеса и всем было заметно, что в начале ему было тяжело перестроиться. Вы были и политиком, и госслужащим. Как считаете, здание Вас легко примет?

- Я не ощущаю себя политиком. Политик - это или высшее должностное лицо, то есть, губернатор, или избранное, то есть, депутат. Я же просто сотрудник, менеджер, управляющий, руководитель высшего звена. Нет у меня задачи — с трибуны призывать к чему-то.

- Куда ж при такой должности без трибуны?

- Трибуна, конечно, будет, но это часть моей работы. Не надо политикой заниматься и увлекаться. Есть, кому тут этим заниматься.

- В этом здании точно есть. Должность вице-губернатора в глобальном плане что Вам даст?

- Знаете, в этот кабинет я пришёл в 2004 году, когда вице-губернатором был Сан Саныч Брахно. У меня даже мысли тогда не было, что я когда-то займу этот кабинет. Я понимаю, что все мы работаем в системе губернатора Ленобласти. Один из винтиков этой системы решил поменять свою жизнь, а я пришёл на его место. Но машина как ехала, так и едет.

- Нынешний замминистра Евгений Елин тоже так говорил, когда был вице-губернатором... Кстати, Вы ездите из Всеволожска?

- У меня двухкомнатная квартира на Наличной улице в Василеостровском районе Санкт-Петербурга. Там прописаны жена и дочь. Во Всеволожске у меня участок с домом. Жилая площадь — 116 метров, но это вместе с гаражом. Дом небольшой, каркасный. Жить больше люблю во Всеволожске. Но из-за того, то дочь учится в школе и напрочь отказалась переезжать во Всеволожск и приходилось возить её в 7-8 классе, в 9-ом классе они уговорили меня переехать на Васильевский остров. Так что сейчас дочка школу закончит, станет студенткой и мы с женой переедем во Всеволожск.

- Хозяйство во Всеволожске есть?

- Кур и коз нет. Даже снег не всегда удаётся убрать. Есть газончик, огурцы, деревья посадил прошлым летом.

- Раньше в здании правительства Вы ели в обычной столовой, а теперь в той, что для VIP-ов?

- Всего два раза успел сходить.

- Стесняетесь?

- Да не получалось. Новый ритм, график, комиссии с депутатами, поездки. А столовая работает с часу до трёх. У меня в прошлую пятницу спросили, как ощущения. Я сказал, ощущаю себя как солдат первого месяца службы — хочется есть и спать.

DSC_4914.jpg Михаил Москвин

- Как же хоккей?

- Играю, да, но это вечером. Пропустил уже одну игру - в субботу ездил в Сланцы. В школе у нас говорили: если хоккей мешает учёбе, бросай ты эту учёбу. Но здесь этот принцип неприемлем. Хотя, любое хобби — это прежде всего отвлечение, жить по принципу "работа-дом" нельзя. Хоккей - спорт контактный, можно выплеснуть эмоции, высказаться, когда тебя к бортику прижмут. Зато на работе уже лишний раз не выскажешься.

- То-то смотрю вы такой умиротворённый.

- Это так кажется.

- Георгий Игоревич подарил Вам на прощание свою куртку с надписью "вице-губернатор"?

- Да. Бирочку ещё не пришили. И каску подарил.

Беседовала Юлия Гильмшина,

47news