Проект санитарной авиации компании "Хели-драйв" зашел в тупик, когда вылетел в небо над Петербургом. Для перевозки умирающих в области пациентов в городские клиники нужны звонки в Смольный, штампы и разрешения. И от 30 минут времени.
 
Совместная инициатива частной компании и комитета по здравоохранению Ленинградской области наткнулась на препятствие в виде петербургского комитета по транспорту. Компания "Хели-драйв", осуществляющая перевозки на вертолетах экстренных пациентов  областных больниц и пострадавших в ДТП на областных трассах и КАД, не может получить постоянное разрешение на работу в небе над Петербургом.
 
Напомним, что некоммерческий проект "Санитарная авиация" возник по инициативе владельца вертолетного центра "Хели-драйв" Ивана Яценко и был поддержан Минздравом РФ и областным комитетом по здравоохранению. В рамках проекта все районные областные больницы должны быть связаны вертолетным сообщением между собой, Ленинградской областной клинической больницей (ЛОКБ) и некоторыми клиниками Петербурга. Причина — необходимость в экстренных случаях доставить пациента в больницу кратчайшим путем.
 
В настоящее время "Хели-драйвом" уже построены вертолетные площадки в ЛОКБ, Лужской, Гатчинской, Тихвинской, Лодейнопольской и Всеволожской районных больницах, на подходе Тосно и Кингисеппу. Кроме того, компания осуществляет транспортировку пострадавших в ДТП на трассах Ленобласти в НИИ Скорой помощи имени Джанелидзе и доставку экстренных пациентов в городские клиники из других субъектов Северо-Запада.
 
Как сообщил корреспонденту 47news руководитель проекта "Санитарная авиация" Дмитрий Козырев, с марта текущего года было осуществлено 68 рейсов и перевезено 72 пациента. Все - с серьезными травмами, все, благодаря "Хели-драйву", выжили.
 
Затраты "Хели-драйва" составили около 400 миллионов рублей, в эту сумму включена стоимость двух вертолетов, оплата медицинского персонала, пилотов, оборудования и топливо.
 
Однако, начав работу над Петербургом, компания натолкнулась на неожиданные сложности.
 
"В Ленинградской области, за исключением нескольких небольших участков, действует режим зоны G – полеты носят уведомительный характер. Над Петербургом есть зона ограничения полетов URL1, для работы в которой нужно разрешение от городского комитета по транспорту. Кроме того, федеральные авиационные правила в любом случае обязывают нас получить разрешение на работу над городом — экстренное оказание медицинской помощи от этого не освобождает", -  рассказал Козырев.
 
По словам руководителя проекта, сейчас для каждой доставки пациента в НИИ Джанелидзе, ЛОКБ или другую клинику на территории Петербурга компании приходится получать разовое разрешение на вылет. Его необходимо согласовывать сразу в трех инстанциях: территориальном филиале Росавиации (СЗМТУ ВТ), Единой системе организации воздушного движения РФ и городском комитете по транспорту.
 
Такая процедура каждый раз занимает как минимум полчаса, а в случаях, когда кого-то из ответственных лиц нет на рабочем месте — несколько часов. При этом начать вылет на экстренный случай до получения разрешения санитарный вертолет не может. Такое нарушение грозит отзывом лицензий и сертификатов у компании. 
 
К слову: при сильной потере крови человек может умереть за 20 минут.
 
Как рассказал Козырев, для беспрепятственной и оперативной работы санитарных вертолетов компании требуется постоянное разрешение на осуществление авиационных работ по оказанию медицинской помощи от городского комитета по транспорту. Все необходимые бумаги были подготовлены и переданы в ведомство 5 июня, однако до сих пор разрешение не выдано и никакого ответа у комитета - когда это будет сделано и будет ли вообще, компании получить не удается.
 
"Мы все время рискуем оказаться в ситуации, когда нужно будет срочно лететь на какое-нибудь серьезное ДТП или другой экстренный случай, а временное разрешение получить не успеем. Пострадавшие могут просто  не дождаться помощи", - считает Козырев.
 
Председатель областного комитета по здравоохранению Арчил Лобжанидзе в беседе с корреспондентом 47news выразил озабоченность сложившейся ситуацией и сообщил, что его ведомство на следующей неделе отправит официальные письма во все государственные инстанции, способные повлиять на ускорение процесса выдачи разрешения.
 
"Проблема действительно существует, но я полагаю, что она связана с инновационностью нашего начинания. Санитарная авиация — это новость и для области, и для города. Приходится все прорабатывать с нуля — маршрутизацию, критерии отбора пациентов и прочее. Думаю, что и задержка с выдачей разрешения с этим же связана", -  прокомментировал Лобжанидзе.
 
К моменту публикации материала получить комментарий от петербургского комитета по транспорту корреспонденту 47news не удалось.
 
Эксперт в области авиации, журналист Александр Меньшинин, предположил, что дело в обычных бюрократических проволочках, хотя отметил, что ситуация выглядит странно. "Обычно такие разрешения выдаются быстро и просто. В городе много вертолетных площадок и обширный авиапарк частных вертолетов. Причин не давать разрешение известной компании со всеми необходимыми лицензиями и сертификатами я не вижу".
 
А заслуженный летчик России Вадим Базыкин сообщил журналисту, что, по его мнению, задержка может быть связана с необходимостью согласования с силовыми структурами. "Хели-драйв" может летать над городом вдоль акватории Невы. Однако для разрешения на полеты над значительной частью территории города требуются согласования от Генерального штаба, ФСО и прочих ведомств. Думаю, что через некоторое время разрешение компании все же дадут", - высказал свое мнение Базыкин.
 
По некоторой информации, полученной 47news от источников в правительстве города, все необходимые бумаги для выдачи разрешения на полеты в городском комитете по транспорту готовы, однако на них не хватает подписей ответственных лиц. В таком случае мы предполагаем, что объем документооборота в ведомстве не подразумевает преференций для занимающихся экстренной медицинской помощью и все будет подписано со степенной аппаратной очередностью. 
 
Другие идеи на ум журналистам не приходят, тем более, мы никак не задумываемся о возможности коррупции в чиновничьих рядах. Сами они, их жены и дети, наверняка, в экстренные ситуации не попадают.
 
 
Артем Шалякин,
47news