Экстренные перевозки пациентов вертолетами в областные больницы осуществляются целиком за счет предпринимателя Ивана Яценко. Стоимость здравоохранительного проекта — десятки миллионов долларов. Пока неизвестно, поддержит ли проект правительство, но Арчил Лобжанидзе благодарит.

Больницы Ленинградской области смогут принимать срочных пациентов, доставляемых на вертолетах. Как писал 47news, 17 марта Гатчинская клиническая межрайонная больница впервые приняла тяжелобольного, доставленного из соседнего района области на вертолете. На следующий день в Гатчинскую ЦРКБ был доставлен еще один пациент, который в полете находился в бессознательном состоянии и в воздухе был подключен к аппарату вентиляции легких.

По сведениям 47news, первый тяжелобольной — мужчина 56 лет с инфарктом миокарда сейчас находится на реанимационном отделении межмуниципального сосудистого центра Гатчины, открытым в феврале 2012 года на пятом этаже Гатчинской ЦРКБ. Второй - 70 лет с кишечным кровотечением, госпитализирован в хирургическое отделение. Оба пациента доставлены из Лужской ЦРБ.

Как сообщил корреспонденту 47news начальник медицинской части Гатчинской ЦРБК Вадим Кузько, оба, доставленных вертолетом, пациента находились в тяжелом состоянии. "Сейчас их состояние стабилизировано, но говорить о выздоровлении рано. Такие тяжелые случаи за один день не лечатся. Время покажет",- сказал Кузько. По его словам, доставка этих пациентов традиционным способом могло значительно ухудшить их состояние. "В таких сложных случаях двадцать минут или полтора-два часа вопрос принципиальный. То, что доставили оперативно — крайне важно",- сообщил врач.

По словам Вадима Кузько, вертолетами в Гатчинскую ЦРБК могут доставлять всех пациентов, находящихся в тяжелом и критическом состоянии. Основные диагнозы, нуждающиеся в экстренной транспортировке, это инфаркты миокарда и политравмы, в частности полученные при ДТП. "Помимо сосудистого центра в нашей больнице работает новая противошоковая операционная, предназначенная, в первую очередь, для серьезно пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях, нуждающихся в срочных операциях. Теперь, с наличием вертолетной площадки у нас налажена вся необходимая логистическая цепочка ",- добавил Кузько.

Две пробные вертолетные площадки были построены в Гатчинском и Лужском районах Ленинградской области вертолетным центром "Хели-драйв" в рамках внедрения новых форм санитарной авиации в России. Эта же компания, являющаяся дилером американского производителя летательных аппаратов Bell, предоставила вертолет, специально оборудованный для перевозки тяжелобольных пациентов. Предполагается, что в случае успешной реализации проекта "Санитарная авиация" подобными вертолетными площадками будут связаны все районы области.

Как рассказал корреспонденту 47news Дмитрий Козырев, руководитель проекта "Санитарная авиация" в компании "Хели-драйв", идея проекта принадлежит непосредственно владельцу компании, который, из чувства социальной ответственности, предложил Минздраву РФ свое финансовое участие в реализации транспортной доставки тяжелобольных пациентов в региональные больницы. "3 марта состоялось обсуждение в комитете здравоохранения Ленинградской области, где нам предложили продемонстрировать наши возможности — организовать вертолетные точки рядом с лечебными заведениями и обеспечить перевозки пациентов. В результате за две недели нами были построены две вертолетные площадки на территории больниц Луги и Гатчины, стоимостью 1,2 миллиона рублей каждая и уже 17 марта совершен первый вылет с пациентом", - сообщил Козырев.

По его словам, сейчас для перевозок пациентов используется специализированный вертолет медицинской комплектации марки Bell-429EMS, стоимостью порядка 10 миллионов долларов, способный перевозить 2-х лежачих больных одновременно, либо одного лежачего и двух сидячих пациентов. Через два месяца поступит еще один вертолет такой же модели, который уже оплачен "Хели-драйв", а позднее вертолет Bell-407EMS, стоимостью 5 миллионов долларов, предназначенный для перевозки одного лежачего либо двух сидячих больных. Также компанией была подготовлена команда из десяти медиков — врачей и фельдшеров, которые прошли специальное обучение на территории Германии.

"Надеемся, что мы продемонстрировали наши профессиональные возможности областному комитету здравоохранения. Теперь на очереди Тихвинская ЦРБ, где мы также оборудуем площадку, для того, что бы доставлять пациентов из Бокситогорской и Лодейнопольских больниц. Хотелось бы, что бы на этом этапе было выделено государственное финансирование на эту программу, а затем наш опыт был бы использован в других регионах страны", - рассказал Козырев.

При этом Дмитрий Козырев не исключил, что в дальнейшем осуществлять программу "Санитарная авиация" в Ленобласти может какой-нибудь другой перевозчик. "Нам хотелось быть на острие социально-значимого проекта и мы продемонстрировали возможности. Однако государственное финансирование подразумевает конкурсную процедуру и не гарантирует нам победу. На данном этапе это исключительно благотворительный проект, целиком финансируемый владельцем фирмы",- сообщил корреспонденту 47news руководитель проекта "Санитарная авиация".

Хотя в компании "Хели-драйв" нам не назвали имя владельца, редакции 47news удалось узнать, что инициатива проекта "Санитарная авиация" принадлежит петербуржцу Ивану Яценко, учредителю и, в прошлом, генеральному директору компании. По нашим сведениям ему 40 лет и он давно увлекается малой авиацией, имеет лицензию пилота и самостоятельно управляет вертолетом. Профессионально малой авиацией Яценко занялся 3 года назад, основав в феврале 2011 года вертодром "Хели-Драйв" вблизи аэропорта Пулково. По данным СПАРК-Интерфакс, в настоящий момент Иван Яценко является совладельцем и генеральным директором ряда коммерческих фирм, зарегистрированных в Санкт-Петербурге.

На вопрос корреспондента 47news — как он лично оценивает работу, проведенную "Хели-драйв" по организации вертолетных перевозок пациентов, председатель областного комитета по здравоохранению Арчил Лобжанидзе, ответил встречным вопросом (слушалось это как тост): "Скажите, а вот если бы ваш отец, или мать, или другой родственник, не дай бог, оказались бы с инфарктом миокарда и им потребовалась бы срочная операция, а мы бы, вместо нескольких часов, осуществили транспортировку всего за двадцать минут, как бы вы оценили это? Конечно, мы очень довольны инициативой бизнесменов и говорим им огромное спасибо".

Артем Шалякин, 47news