На трассе "Скандинавия", на подъезде к "Брусничному", погибли десять россиян. Среди причин аварии может быть как скорость, так и лёд. Уходом за дорогой должны заниматься финны - она у них в аренде. Чиновники двух стран утверждают, что дорога опасна для жизни. 47news узнал - есть возможность одолжить у Евросоюза 100 миллионов евро на постройку новой.

Утром 15 февраля на 16 километре трассы "Скандинавия" произошло ДТП, унесшее 10 жизней. Микроавтобус "Фольксваген", везший пассажиров из Санкт-Петербурга в Финляндию, выехал на встречную полосу, где врезался в лесовоз. В результате аварии в микроавтобусе с туристами погиб водитель и девять из одинадцати пассажиров. Водитель лесовоза по-прежнему находятся в больнице в состоянии средней тяжести.

Сотрудники правоохранительных органов, прибывшие на место происшествия, отметили, что на этом участке "Скандинавии", проходящим вдоль Сайменского канала, дорожное покрытие было обледенелым и очень скользким. Узкая и извилистая часть трассы, со множеством закрытых для обзора поворотов, на которой произошло ДТП, изначально строилась как техническая дорога, предназначенная для обслуживания канала.

Примечательным является тот факт, что эта часть трассы находится в аренде у финской стороны и обслуживается финскими дорожными службами, но за за соблюдение правил дорожного движения отвечают российские структуры. Этот участок автодороги проходит вдоль Сайменского канала, часть дороги считается технологической и, в соответствии с соглашениями, российская сторона заключает с финской контракты на использование и обслуживание. То есть соседи производят там ремонт, выставляют дорожную технику, в их обязанности входит и посыпка дорожного покрытия противогололёдными материалами (в России принято использовать в их качестве соль, у европейцев – гравийную крошку).

С российской стороны выполнение договора аренды контролирует Федеральное государственное учреждение "Сайменский канал", входящее в состав Федерального агентства морского и речного транспорта. Заметим, что это ведомство неоднократно упоминалась в СМИ в связи с приобретениями, сделанными на бюджетные средства. Так, в 2013 году ФГУ "Сайменский канал" за 27 миллионов рублей приобрел прогулочную яхту, которая, по документам конкурса, прошла как разъездной катер для гидрографических работ на прибрежном форватере. Среди приобретений учреждения также мелькала мебель за миллион рублей и "Toyota Land Cruiser 200" стоимостью 3,5 миллиона.

Ведущий специалист ФГУ "Сайменский канал" Олег Василевский сообщил корреспонденту 47news, что никого из руководства организации на месте нет, но охотно дал комментарий, касающийся произошедшего ДТП. По его словам, дорога, построенная для обслуживания канала, совершенно не предназначена для нынешнего транспортного потока. Обслуживание дороги осуществляется "Дорожным управлением Юго-Восточной Финляндии", именно эта организация ответственна за состояние дорожного покрытия на арендуемом участке трассы. По словам Василевского, с учётом того, что авария произошла утром, а ночью "слегка подморозило", он вполне допускает, что дорога была скользкой, так как по ночам финны не разбрасывают на дороге гравийную крошку. Тем не менее, по мнению Василевского, основной причиной аварии стало, скорее всего, превышение водителем скоростного режима. "На подведомственном нам участке трассы везде установлено ограничение скорости движения 60 километров в час. Дорога узкая и опасная. Несмотря на это водители постоянно нарушают скоростной режим",- сказал Василевский

Председатель комитета дорожного хозяйства, транспорта, связи и капитального строительства администрации Выборгского района Ленинградской области Дмитрий Романенко мнение специалиста "Сайменского канала" полностью поддержал. "Он даже не свою версию вам озвучил, а позицию ГИБДД. В правилах дорожного движения есть пункт, гласящий, что водитель при выборе скорости должен сам оценивать обстановку и учитывать дорожные и метеорологические условия. Если правила грубо нарушаются, получаются страшные аварии", - говорит Романенко.

Тем не менее чиновник согласен с тем, что этот участок "Скандинавии" не соответствует нормам безопасности. Романенко напомнил, что региональные власти уже обращались к федеральным с просьбой выделить средства на строительство новой дороги "Выборг - Брусничное", которая бы отвечала требованиям возросшего пассажиропотока и обладала должной пропускной способностью.

Подробно 47news о проекте новой дороги рассказал председатель комитета по внешнеэкономическому сотрудничеству администрации Выборгского района Ленобласти Владимир Васильев: "С инициативой создания новой дороги "Выборг - Брусничное" в начале 2013 года выступила администрация Выборгского района, при поддержке мэра финского города Лаппеенранта. Мы обратились к федеральным властям с просьбой поддержать проект новой дороги, так как ныне существующая трасса давно исчерпала запас пропускной способности. В нынешней ситуации, когда эта трасса активно испульзуется как легковыми, так и грузовыми автомобилями, она становится крайне небезопасной. Нашу инициативу поддержал губернатор Ленинградской области. При этом со стороны Финляндии уже вовсю идут работы по расширению дорожных сетей и увеличению пропускной способности пограничных пунктов".

По словам Васильева, хотя официального ответа от администрации президента РФ к ним не поступало, "первый шаг был сделан". В сентябре 2013 года в районной администрации состоялось совещание с участием ряда региональных организаций, ведущих деятельность в приграничной полосе, представителей финской стороны и федеральных структур. В итоге было принято решение о финансировании предпроектных работ по новой трассе за счет программы Евросоюза "Северное измерение" (Northern Dimension), охватывающей страны Северной Европы, Балтии, а также Россию. На разработку предпроектной документации "Северным Измерением" было выделено 200 тысяч евро. Заявителями на выделение финансов выступили российское федеральное ведомство "Севзапуправтодор" и финское "Дорожное управление юго-восточной Финляндии". Речь идет о разработке проекта новой дороги, не зависимой от существующей, протяженностью 22-25 километров.

По мнению Владимира Васильева, в дальнейшем разработка проекта и строительство самой дороги может вестись как при помощи федерального финансирования, так и в рамках совместного сотрудничества с различными международными организациями. Так, только по финской программе в 2014-2020 годах предусмотрено выделение 100 миллионов евро на на развитие границы с Россией, и теоретически возможно финансирование строительства новой трассы по этой программе.

"К сожалению, эта страшная авария в очередной раз показала крайнюю необходимость новой дороги на "Брусничное". При этом расширение старой дороги видится технически сложным и нецелесообразным. Построить новую трассу будет дешевле", - добавил Владимир Васильев.

Мирка Рахман, руководитель пресс-службы приграничного города Лаппеенранта, заявила, что Финляндия заинтересована в том, чтобы новая дорога "Выборг - Брусничное" реализовывалась по финской программе софинансирования. Естественно, при участии российской стороны. Согласно заявлению Рахман, из всех погранпунктов на российско-финской границе популярность "Брусничного" растет сильнее всего. С 2010 по 2012 пассажирский трафик здесь увеличился на 46%, а старая дорога, построенная в 60-х годах прошлого века, не рассчитана на такой поток.

Министр транспорта Финляндии Мерья Кюллёнен выразила соболезнования семьям погибших и пострадавших в аварии россиян. Согласно сообщению от Министерства транспорта Финляндии, в Россию для исследования места ДТП отправилась группа официальных лиц. Цель поездки — выяснение скорости, с которой двигался попавший в аварию автомобиль, и состояние дорожного покрытия в момент аварии.

Никаких комментариев до окончания расследования, которое планируется завершить 28 февраля, финские власти делать не готовы.

Справка

Сайменский канал, соединяющий озеро Саймо с Финским заливом, является важнейшим из каналов Финляндии. Он был открыт в 1856 году и реконструирован в 60-х годах прошлого века. После окончания Второй Мировой войны из 57,3 километров канала 23,3 километра принадлежат Финляндии, 34 км — России. Финляндия арендует 19,6 км российской части канала от шлюза "Брусничное" и прилегающую территорию. Первый договор аренды между странами был ратифицирован в 1963 году. Срок аренды, установленный в 50 лет, истекал 1 января 2013 года, и новый договор, подписанный президентом Дмитрием Медведевым, вступил в законную силу в феврале 2012 года.

Артем Шалякин, 47news