Ленобласть заявила, что она - не болото. Митинг 9 июня в Колтушах напомнил: в 47 регионе есть и несогласные. Поводом для акции стала нехватка воды. Причиной собрания вновь стал одиозный глава Колтушей Эдуард Чирко.

Год назад две столицы вышли на улицу. Манежная площадь, площадь Сахарова, Гостиный Двор привлекали криками, задержаниями и оппозиционными лозунгами. Пикеты и митинги сначала исчислялись сотнями, затем тысячами и даже десятками тысяч голов.

Ленинградская область в тот момент молчала. Если позволить себе грубость — скорее даже помалкивала. В момент всероссийского народного ликования и митингов на двухмиллионный регион нашлось лишь 500 человек, готовых выйти с транспорантами и заявить о себе. Даже сравнение с Ильёй Муромцем на печи не подходило.

Колтушский бунт

В минувшее воскресенье, 9 июня, энергия революционных настроений с опозданием, но докатилась и до Ленинградской области. Сейсмический толчок зафиксирован в посёлке Колтуши Всеволожского района. Около тысячи человек вышли на митинг возле магазина "Дикси" в деревне Старая под условным названием "Колтуши не продаются".

В масштабах Болотной, человек было немного. В реалиях Ленобласти — матросский бунт. Столько людей на одном квадратном метре областной земли не собиралось со времён Пикалёво. За период правления Александра Дрозденко — самая масштабная акция протеста.

Водные лозунги

Люди протестовали против изъятия федеральной земли, строительства многоэтажных домов, выведения земель из сельхозоборота, отсутствия социальной инфраструктуры, перебоев водоснабжения в летний период. Особняком стояли экологические проблемы, в частности, завоз на землю возле улиц Верхняя и деревни Красная Горка опасных, по мнению жителей, отходов.

Можно обобщить: "против всего".

Жители вышли с плакатами: "перебои с водой", "не пей, не мойся и не с*ы", "просим наказать винновых за свалку", "хватит строить каменные джунгли", "Колтуши не Гондурас", "долой зоопарк во власти", "Колтуши – гетто на помойке", "Козьминых, выпей яду", "Колтуши не сдаются".

Итогом стала резолюция с требованиями и обращениями к губернаторам Санкт-Петербурга и Ленинградской области, в Генпрокуратуру, Следственный комитет и, конечно, президенту Владимиру Путину. По словам одного из организаторов митинга, местного активиста Алексея Грибина, митинг был заранее запланирован и согласован с местной администрацией.
Единственным инцидентом, по его словам, была попытка активистов развернуть плакат 7 на 9 метров с надписью: "Чирко, ты нас предал", но его появления не допустила полиция. В остальном акция прошла мирно.

Катализатором конфликта считается жилищно-коммунальный вопрос: с конца мая воду в Колтушах дают по графику и с низким напором. Ситуация повторяется из года в год, уже дошла до губернатора и прокуратуры, но воды так и нет.

Линии настроения

"Народное недовольство, видимо, долго копилось. Раньше у всех были проблемы, но у каждого свои. В одной части деревни свалка, а другой части деревни это вроде как не касается, потому что они живут далеко. Но тут возникла проблема отсутствия воды. Людская энергия срабатывает не сразу. Видимо, нужен был щелчок", - считает Грибин.

О том, что было раньше, отсутствие воды или недовольство властью, спорить можно долго. Факт в том, что в Колтушах действуют свои законы. Сюда лучше не соваться с системными требованиями. Глава администрации Эдуард Чирко при всех демонстративно называет губернатора "Юрич", не стесняется рассказывать федеральным каналам о том, что на него возбуждено несколько уголовных дел. Что не поднимает настроение ни Александру Дрозденко, ни прокурору области Герману Штадлеру.

Мало кто помнит, что гражданские активисты, ставшие знаменитыми после того, как неудачно заглянули в кабинет главы администрации Александра Соболенко, сначала завернули в сторону Чирко. Но их даже на порог не пустили, а пустили бы, не факт, что не закончилось бы печальнее.

В посёлке совмещены две линии мироустройства. С одной стороны, символика власти показывает, что недалеко ушли от 90-х. Бронированный джип у главы администрации Чирко, охранники, бриллиантовые значки и зажимы для галстука у него же. С другой стороны, если сравнить Колтуши с другими посёлками, то можно удивиться. Чистые дворы, асфальт, фонари на улицах. Если исхитриться провести честный социологический опрос, то большая часть жителей наверняка скажет, что она не против Чирко как такового. Точнее, уж точно не против его джипов и значков.
Сравнимо с соседней Белоруссией: никакой свободы слова, зато гаишники не берут взяток, нет бездомных животных, а в больницах лечат дорогими лекарствами даже безнадёжно больных.

Стиль ландшафта

Но в этой конструкции внезапно появилась новая деталь в виде политической оппозиции. "Господина Чирко все настолько боялись, что никто не мог сказать ему слово поперёк. Но это послужило злой шуткой. Политический ландшафт в Колтушах настолько вытоптан, что нам удалось на него легко взойти. Сейчас несложно быть заметным, будучи в оппозиции к Чирко", - полагает Алексей Грибин, который не скрывает, что прошедший митинг — в том числе, часть его предвыборной кампании. Он собирается выставлять на выборы свою кандидатуру и собирать команду единомышленников.

Отсутствие гибкости и желания менять стилистику поведения, наложившееся на современность, столкнули власть в борьбу с оппозицией. Которую сами, по сути, и породили. Несмотря на то, что сам Чирко на митинг не пришёл, не учесть его при выстраивании предвыборной кампании он не сможет. Также как не сможет не учесть прошедшую акцию возле магазина "Дикси" и региональная власть.

Если превратно подойти к идее Александра Дрозденко о том, что "карта Ленобласти должна быть пятнистой", в атласе можно уже выделять районы, в которых возможны аналогичные события. Помимо Всеволожского, условно можно обвести Выборгский, Тосненский, Гатчинский районы. Митинги в них могут быть спровоцированы и спонсированы за счёт противостояния местных элит. Остальная часть Ленобласти будет жить так, как привыкла — по российскому принципу: "пока хлеб не подорожает, мужик за рогатину не возьмется".

Юлия Гильмшина,
47News