Уходящий президент Дмитрий Медведев скорректировал напоследок идею законопроекта о возвращении прямых губернаторских выборов. В соответствии с нововведениями, желающие стать губернатором Ленобласти должны будут поездить по региону и заручиться поддержкой как минимум 230 муниципальных депутатов. Это условие может стать для потенциальных руководителей 47 региона не просто фильтром, а самым настоящим барьером на пути к политическому олимпу.

Пока предложения по корректировке законопроекта о выборах губернатора обсуждены в устной форме и реальных очертаний еще не обрели. Но, судя по высказываниям присутствовавших на встрече, суть нововведений такова: граждане, желающие зарегистрироваться в качестве кандидатов в губернаторы, должны заручиться поддержкой муниципальных советов депутатов и собрать 5-10% их голосов (точный процент должны установить сами регионы). Свою подпись муниципальный депутат сможет отдать только одному из претендентов. Фактически это будет похоже на процесс, именуемый в последние годы иностранным словом «праймериз».

Как объяснил Медведев, сделано это будет для того, чтобы в губернаторы не выдвигались «городские сумасшедшие», «деревенские дурачки» или «просто проходимцы», да и для того, чтобы «помочь сделать выбор людям». Вторая причина заключается в том, что муниципальные депутаты, так сказать, более приближены к нуждам простого народа, а потому лучше знают, кто может решить все проблемы обычных, не обличенных властью людей.

Эксперты сходятся во мнении, что эти поправки не приведут к демократизации жизни общества, а лишь создадут дополнительные бюрократические препоны, которые, в общем-то, можно обойти, но с применением немалых сил и средств.

Пока неясно, о поддержке депутатов какого уровня идет речь — первого или второго, следовательно, непонятно, поддержкой какого количества человек придется заручаться будущему кандидату. Исполнительные власти в Ленобласти пока также не готовы высказать свое мнение относительно законопроекта. Так, председатель комитета по местному самоуправлению Владимир Скоробогатов сказал, что пока он не успел ознакомиться с предложениями президента и не может их прокомментировать.

Законодатели же большей частью положительно оценивают нововведения. Так, спикер областного ЗакСа Александр Худилайнен накануне заявил: «Дмитрий Медведев поддержал эту инициативу и предложил регионам оформить ее законодательно. Считаю абсолютно верным то, что будущий руководитель региона должен заручиться доверием со стороны муниципальных депутатов. Теперь, по словам президента, необходимо подумать о том, какой процент голосов муниципальных депутатов потребуется кандидату на пост главы региона. Обсуждалось от 5 до 10 процентов».

Впрочем, уже сейчас можно просчитать, какое количество подписей должен собрать кандидат в губернаторы Ленобласти. Всего в регионе насчитывается порядка 2300 муниципальных депутатов первого уровня, 10% от этого числа составляет 230 человек. Примерно столько насчитывается депутатов в больших районах - таких, например, как Всеволожский. Логично предположить, что наиболее находчивые кандидаты не захотят колесить по просторам всей Ленобласти, а попросят подписаться под себя представителей одного, максимум — двух районов.

По данным аналитиков, подобный фильтр в Ленинградской области выгоден, прежде всего, тем, кто сейчас имеет некое влияние в регионе на данный момент. К примеру, собрать часть необходимых подписей под силу лишь нескольким людям в регионе, в число которых безусловно входит действующий губернатор Валерий Сердюков и спикер областного парламента Александр Худилайнен (последнего многие прочат в будущие губернаторы 47 региона). Людям со стороны и не имеющим больших финансовых возможностей в предвыборной гонке, по сути, делать в таком случае уже нечего.

Также нельзя забывать о том, что решение - поддерживать или нет тех или иных кандидатов - будут принимать не кандидаты лично, а «партийные боссы». С учетом того, что большинство муниципальных депутатов (около 75 %) являются членами «Единой России», то предпочтения муниципалов также будут очевидны. «На меня бы лично мог повлиять факт того, что кандидат в губернаторы, к примеру, пообещает расширение полномочий депутатам местного самоуправления. Но по факту я понимаю, что все равно будет клановая или партийная борьба, и подписи будут ставиться не исходя из личных предпочтений, а исходя из указаний сверху. Если оценивать саму идею, то она, конечно, хорошая, хоть какая-то опора на муниципалитет будет не лишней. Но знаете, мне снизу не видно - вдруг человек сегодня один, а будет губернатором - и изменится в худшую сторону», - опасается глава МО «Морозовское городское поселение» Денис Захаров.

Еще один вариант — подкуп муниципальных депутатов. Речь может идти не только о банальной взятке, но и об определенных договоренностях о дальнейшей стабильности в жизни того или иного совета депутатов или округа. Но для того, чтобы "подкупить" нужное количество муниципалов, кандидату потребуется серьезный материальный ресурс.

Получается, что закон, изначально рассчитанный на широкое участие простых граждан в выборе главы региона, может быть в конечном итоге отредактирован так, что по факту вопрос будет отдан на откуп областным элитам. Впрочем, делать выводы еще рано - многое будет зависеть от того, как идея президента будет сформулирована в окончательном тексте законопроекта.

 

Юлия Гильмшина 47News