Чтобы церквей было как при Николае II, надо ещё 2 триллиона. Если сдавать по три храма в сутки, как говорит патриарх Кирилл, успеем лет за 20. Добровольцев строить детсады и школы нет.

Патриарх Кирилл 26 мая освятил храм Всех Святых в Страсбурге и рассказал о темпах ввода божьих домов в России. Они ударные: "Мы сегодня строим, в среднем, три храма в сутки - я не ошибаюсь, за 24 часа. 30 тысяч храмов за десять лет". Статистику предстоятеля РПЦ растиражировали все ведущие информагентства.

Современная Русская православная церковь (РПЦ) имеет организационно-правовую форму религиозная организация. При этом каждый приход регистрируется как отдельное юридическое лицо и религиозное НКО. Строительство храмов финансируется, главным образом, за счет частных инвесторов, то есть бизнеса. Но есть и совместные программы православных фондов с региональными правительствами. Так, например, "Программа-200" призвана сделать Москву действительно златоглавой.

Меценатов же, желающих строить за свой счёт амбулатории и полицейские участки, нет. Строительный экс-вице-губернатор Георгий Богачёв, когда корреспондент 47news спросил его о безвозмездном возведении социальных объектов, вспомнил только статью "Фонтанки" про бизнесмена Павла Грудинина. При своём подмосковном совхозе имени Ленина за совхозные рубли открыл школу с инженерным уклоном.

- Ко мне никто и никогда добровольно с предложением построить школу или детский садик не приходил, только я встречаюсь и уговариваю застройщиков их построить. А если кто-то хочет построить храм, то он должен сначала определиться у себя в епархии, а потом искать содействия в правительстве, - заявил 47news уже действующий вице-губернатор по строительству Михаил Москвин.

При этом оба отмечают, что сама процедура строительства культового объекта такая же, как и при любом другом объекте капитального строительства. Если есть участок и градплан, одобряющий храмовую стройку, то надо получить разрешение на возведение объекта от районных властей. Если стройка свыше полутора тысяч квадратов, то разрешение надо получать на региональном уровне в комитете госстройнадзоа. А дальше выходить на участок и заниматься.

Если взглянуть на громкие храмовые стройки последних лет в Ленинградской области, то они действительно так или иначе связаны с частным бизнесом. Храм Святой Троицы в посёлке Усть-Луга — инициатива ныне обвиняемого в мошенничестве Валерия Израйлита. Икону Николая Чудотворца для морского храма предприниматель сам привёз из итальянского Бари. Председатель правления "Газпрома" Алексей Миллер участвовал в строительстве храма Великого князя Александра Невского в посёлке Апраксин Кировском районе Ленобласти. На деньги химического "ФосАгро" в Волхове построен храм святого Апостола Андрея Первозванного. Благотворительный фонд с храмовой стройкой есть у каждого топ-бизнесмена.

При этом храмы и церкви не являются обязаловкой или нагрузкой, когда застройщики, возводя жилые комплексы в тех же Кудрово и Мурино, должны параллельно строить детские сады, школы и даже пожарную часть.

47news неоднократно рассказывал о недовольстве граждан, купивших квартиры в Кудрово, Мурино и Новодевяткино, социальной инфраструктурой. Темпы строительства жилья здесь кратно выше темпов возведения детских садов и школ. При этом губернатор Ленобласти Александр Дрозденко, отвечая на жалобы жителей этих районов, советовал им подумать, а почему их жильё стоило дешево. Остро воспринимаются и любые попытки реформирования школьных учреждений. Даже новости о возможной реорганизации школ в Новой Ладоге Волховского района привели к обсуждению темы перекрытия трассы "Кола" местными жителями.

Согласно патриарху, если взятый темп стройки в 1000 храмов ежегодно сохранится, то через 25-30 лет новая Россия по количеству церквей догонит себя дореволюционную. При том, что век назад территории у империи были шире, а народа проживало больше. Зато сегодня православный храм есть даже при антарктической станции Беллинсгаузен. Но и там попутанные исступлением полярники хватаются за нож.

В свою очередь, директор и владелец строительной компании "Дальпитерстрой" Аркадий Скоров, известный своим православным взглядом на мир и реализовавший не один храмовой проект, считает, что рассуждать о церковном меценате как строителе-одиночке нельзя. Хотя якорный инвестор всё-таки может быть.

- Для строительства храма должна быть потребность, с бухты-барахты их никто не строит. А потребность эта возникает у прихода, который формирует попечительский совет. А он уже определяет, кто проектирует, кто строит. Главное — духовная потребность. Остальное — производное, атрибуты. В приходе найдутся и профессионалы, и миллионеры, и инженеры службы заказчика с кадастровыми рабочими, - заявил Скоров.

Он был якорным инвестором при строительстве храма Вознесения Христова в Шушарах. По словам Скорова, этот проект обошёлся примерно в 50 млн рублей, тем коллегам, кто сегодня хочет возвести церковь, стоит ориентироваться на эту сумму.

Согласно данным Русской православной церкви, на начало 2019 года на канонической территории действуют 38 649  храмов и иных молитвенных помещений, в которых совершается Божественная литургия. Еще 977 приходов находится в дальнем зарубежье. Спустя сто лет и один год после Октябрьской революции, количество православных монастырей на планете насчитывает 1012. Непосредственно в 1917 год страна вступала с показателем в 78 767 храмов и часовен. На начало Великой Отечественной войны в Советском Союзе функционировали 3 732 храма. В 1991 году их количество увеличилось до 12 тысяч.

Таким образом, можно сделать вывод, что достижения дореволюционного уровня надо построить еще 40 тысяч храмов. При смете 50 млн на храм выходит сумма в два триллиона рублей. Три года назад вице-премьер Ольга Голодец в такую же цифру оценивала программу строительства новых зданий школ и реконструкции старых.

- И не от того, что у нас слишком много денег и не знаем, куда их потратить. Народ наш, прошедший через годы атеизма, и умом, и сердцем понял, что без Бога ничего не получается, - также заявил патриарх Кирилл в том же Страсбурге.

Александр Калинин,
47news