Не было никакой кражи картины Куинджи, считает известный коллекционер Андрей Васильев. С точки зрения профессионала рынка, мы увидели экспромт лунатика. И если он кому добавит ценности, то крымским пейзажам.

Задержан подозреваемый в краже картины "Ай-Петри.Крым" Архипа Куинджи из выставочного зала Третьяковской галереи. Спустя сутки после похищения работы, оцениваемой в сотни тысяч долларов, оперативники МВД и ФСБ наведались к 32-летнему Денису Чуприкову. Уже известно, что зарегистрирован он в Феодосии, то есть крымская тема ему как минимум близка.

В связи с шумным поводом 47news связался с известным петербургским коллекционером  Андреем Васильевым. Десятки лет он занимается покупкой предметов изобразительного искусства, а широкому кругу лиц известен как человек, судившийся с искусствоведом Еленой Баснер. Он рассказал, как мифология преступления конвертируется в денежные знаки, и объяснил, почему похититель похож больше на книжного Шуру Балаганова, чем на последователя криминальных традиций.

- Буквально в октябре весь мир обсуждал, как после самоуничтожения картины художника Бэнкси её стоимость повысилась раза в два. С кражей та же история, ажиотаж вокруг предмета искусства повышает его стоимость?

- Если говорить о картине "Ай-Петри.Крым", то она является музейной собственностью и находится вне художественного рынка. Если говорить о произведениях искусства в целом, то подобные случаи, конечно, влияют. Но опосредованно. Преступление даёт широкому кругу лиц представление о том, что это произведение искусства уникально, является большой ценностью и стоит больших денег. А эксклюзивность - неотъемлемая часть любой рекламной кампании. Понятно, что в стоимость произведения искусства вкладываются не какие-то материальные качества, даже если оно изготовлено из золота и драгоценных камней. Скорее, это трудно формулируемая мифология, которая существует вокруг предмета. Существует миф об импрессионистах или о русском авангарде, или о Бэнкси, или  Джексоне Поллоке. Эта легенда и продается.

- По словам директора департамента музеев Минкульта Владислава Кононова, страховая стоимость картины "Ай-Петри. Крым" составляет около 12 миллионов рублей. Соответствует ли эта оценка рыночной?

- Стоимость художественного произведения всегда является понятием конвенциональным, это предмет некой договоренности. Грубо говоря, вы хотите продать картину, которая вам представляется уникальной и дорогостоящей. Но для этого нужен покупатель. И вот эта вилка между вами и покупателем определяется существующим представлением о деньгах, которые за неё готовы отдать. Влияние может оказать все что угодно, вплоть до национальной политики. Вот происходит что-то с Крымом - и люди начинают интересоваться предметами, связанными с регионами.

- Как много работ Куинджи можно приобрести в личную коллекцию? Это "продаваемый" художник?

- Работ его немного, он очень дорогой мастер. Это имя в числе первых. Вещей значительных у него мало, а похищенная вещь этюдная, но довольно большая. Если посмотреть запись с места кражи, рядом висят четыре маленьких этюдика. Думаю, что цена украденной картины довольно велика. Навскидку трудно сказать, но, думаю, оценка чиновника Минкульта правдива. Думаю "Ай-Петри. Крым" стоил 200-250 тысяч английских фунтов (17-22 млн рублей — ред.). Все зависит от состояния рынка, от общего состояния экономики, от покупателя с деньгами. Чувствует ли он себя защищенным, понимает, что завтра эти деньги не отберут? Дорогую картину можно купить и с инвестиционной целью. А если мы говорим о периоде войны и ожидании, что завтра попадем в рай, то на том свете Куинджи и не нужен.

- Похитители картины квалифицированно подошли к делу, к выбору объекта для похищения?

- Я считаю, и никто меня пока не убедил в обратном, что это было импульсивное действие человека, от природы не блещущего интеллектом. Не исключаю, что преступник действовал под влиянием наркотических средств, о его пристрастиях уже упоминалось. Чистой воды импульсивное действие. Персонаж Ильфа и Петрова Шура Балаганов, имея в кармане пятьдесят тысяч, украл сумочку с одним рублем и семидесятью копейками, а когда его выводили из трамвая, сказал, что сделал это машинально. Мы увидели Шуру Балаганова наших дней. Лунатик может пройти по карнизу там, где другой человек бы упал. Отсутствие сознания сослужило похитителю хорошую службу на первоначальном этапе. Поначалу я даже подумал, что это было сделано на спор, как будто человек проиграл в карты. А конспирологические версии, о том, что кража картины может быть как-то направлена против организаторов выставки, мне кажется неуместной.

- Для 2019 года кража картины не является архаикой?

- Конечно, чистой воды импульсивное действие, дурацкое. Пошел человек выносить мусор, ему не понравился случайный прохожий и он ударил его ведром по голове, тот умер. Судить будут за умышленное убийство, хотя действие само по себе внезапное. Если нам скажут, что перед похищением исполнитель получил какой-то инструктаж, то это другое дело. Но таких данных пока нет.

- Остались ли до сих пор механизмы сбыта краденого предмета искусства? Иными словами, куда бы он её продал?

- Кража из музеев - это давний и, в кавычках скажу, "благородный" вид преступлений. Но когда воруют такого рода засвеченный предмет из Третьяковской галереи, это, конечно, даже звучит как преувеличение. Музейная кража — это, например, кража предметов Фаберже, их очень долго не могли обнаружить. Воруют какие-то вещи, которые не видно, что их украли. Вчера высказали любопытную мысль, что картину Куинджи давно украли, но сделали с нее копию, а потом копию украли, чтобы скрыть первую кражу.

- А это не та конспирология, о которой мы говорили минуту назад?

- Может быть, но для воров такой ход мысли был бы правильным. Потому что подлинник в таком случае пропадает из розыска. С точки зрения преступного умысла, воровать из музеев можно, но эти вещи должны вылеживаться. Причем десятки лет, а потом проходить через добросовестных покупателей, не знающих об их судьбе. Уходить из страны, и вот тогда, чисто теоретически вещь можно легализовать. Есть еще один момент — это внутренний рынок среди криминалитета, возможно, за ценный экспонат получается что-то выручить.

- Был ли шанс реализовать картину Куинджи, если бы она покинула страну?

- Ее моментально подали бы в Интерпол, значит, продать ее официально было бы невозможно. Ни на больших аукционных домах, ни на мелких, потому что все выставляется в интернете. Можно, конечно, представить себе где-нибудь галерею в Южной Африке или Новой Зеландии, но сейчас такого нет. Недавно столкнулся с тем, что фальшивая картина из Петербурга висит в Северо-Западном Уэльсе в Австралии в галерее. Но там немедленно повесили табличку, что картина находится под подозрением и разыскиваются свидетели ее подделки. И потом, если картину украли, у преступников появляются проблемы по организации её перевозки. К процессу контрабанды надо привлекать много лишних людей, а это уже шпионский уровень. Судя по вчерашнему случаю, наша шпана до него ещё не доросла.

Беседовал Никита Дедков,
47news