Главный фордостроитель Европы рассказал о сокращениях на заводах американского концерна, а решили, что закроют Всеволожск. Площадка способна делать 125 тысяч Focus, а собирает в восемь раз меньше. В Ленобласти готовы к закрытию, но не верят.  

15 января работники всеволожского автозавода Ford Sollers приступят к работе после завершения зимних каникул. На установочной встрече персонал поинтересуется у руководства о перспективах закрытия предприятия. Повод дал президент и генеральный директор Ford в странах Европы, Ближнего Востока и Африки Стивен Армстронг. Как сообщили коллеги 47news из Reuters и Bloomberg, топ-менеджер анонсировал  сокращения персонала на европейских заводах автоконцерна в масштабах "тысячи", а также закрытие завода во французском Бордо. По касательной Армстронг упомянул и о России, в том смысле, что и в этой стране у автогиганта есть совместное предприятие, на работу которого стоит посмотреть.

В России Ford представлен совместным предприятием Ford Sollers. Компании принадлежит завод ЗАО "Форд Мотор Компани" во Всеволожске, два автомобильных завода в Татарстане — Елабуге и Набережных Челнах. На площадке в Ленинградской области выпускаются хэтчбэки и универсалы Ford Focus, а также седаны Ford Mondeo.

Мощность всеволожского завода составляет 125 тысяч автомобилей, но предприятие недозагружено. Как рассказал 47news руководитель аналитического агентства "Auto-Dealer-СПб" Михаил Чаплыгин, в период с января по ноябрь 2018 года в России было продано 13 тысяч автомобилей всеволожских Ford Focus и еще 2024 Ford Mondeo. Предыдущие два года авто из 47 региона также торговались в пределах 20 тысяч. В 2017 году — 15 086 Focus и 2821 Mondeo, а в 2016 году — 11 973 Focus и 3 311 Mondeo соответственно. Как о золотом для завода времени эксперт рынка говорит о середине нулевых годов. Так, в 2007 году в стране было продано 97 тысяч всеволожских Focus.

Представители Ford Sollers в разговоре с 47news факт принятого решения по закрытию предприятия во Всеволожске не подтверждают, но скорые перемены обещают.

"Мы часть глобальной системы Ford и когда руководство концерна говорит о переменах на европейском рынке, то оно говорит и о нас. Акционерами совместного предприятия действительно рассматриваются несколько вариантов реструктуризации бизнеса, но решение будет принято во втором квартале 2019 года", - заявил 47news представитель Ford Sollers.

При этом стоит понимать, что закрытие предприятия, тем более такого глобального как Ford, — это процедура. Как рассказал 47news председатель комитета по труду и занятости Алексей Брицун, никаких соответствующих деклараций от компании Ford в его ведомство не поступало. Хотя, согласно российскому законодательству, в случае, если предприятие намерено сократить работников, сначала оно обязано прислать уведомление в инспекцию по труду.

- Работает там около 900 человек, средняя зарплата с учётом более низких выплат из-за постоянного перехода на неполную занятость составляет 50 тысяч рублей. Даже если завтра экстренно будет принято решение о закрытии, мы найдём, куда устроить людей. В том же Всеволожске высокая локация производств, Ariston, Nokian Tyres. На общую ситуацию с безработицей это никак не повлияет, - считает Брицун, добавляя, что при самом худшем сценарии людей предупредят об увольнении за два месяца и, соответственно, заплатят за них.

Глава администрации Всеволожского района Андрей Низовский также не получал никаких данных о потенциальной точке социальной нестабильности на своей территории. Но пообещал, что в случае чего "что-нибудь придумает и найдёт, куда пристроить людей".

Впрочем, отсутствие экстренных вводных от американского топ-менеджмента ещё не означает спокойствия. Так, в конце прошлого года руководство предприятия поставило в курс правительство Ленобласти о том, что первым рабочим днём на заводе станет 15 января. Затем, с 25 января, сотрудники перейдут на неполную занятость, а это четыре рабочих дня в неделю.

Учитывая это, принято решение подстраховаться и начинать проводить опережающее переобучение сотрудников. "Ждём от завода список работников, должны дать расклад, сколько городских, сколько областных. Явно будут востребованы мастера ЧПУ, с офисными специальностями тоже что-нибудь придумаем", - сообщил Алексей Брицун.

Что до финансовых потерь для бюджета региона, то вице-губернатор Роман Марков о перспективах закрытия автозавода высказался следующим образом: "Рабочие места потеряем - плохо, а с точки зрения налогов - несущественно".

Экономической вице-губернатор Дмитрий Ялов подтвердил 47news, что в конце прошлого года встречался с директором российского Ford Sollers Адилем Шириновым. По его информации, Ford рассматривает сокращение производств только в Европе. "Гарантировать, конечно, ничего не могу, но нас бы предупредили, если бы шла речь о столь масштабных планах", - сказал он.

На Суворовском, 67 не скрывают, что такая настороженность связана, прежде всего, с тем, что от топ-менеджмента Ford получена информация о снижении спроса на модели, собирающиеся во всеволожском филиале. Оказалось, что Ford Mondeo изрядно проигрывает Toyota Camry, а Ford Focus — Hyundai Solaris. Между тем, продажи Ford Explorer выросли на 51%, а Ford Transit — на 33%. Но их делают в Елабуге.

Аналитики рынка также говорят, что Всеволожск производит столько, сколько способен продать, объемы производства соответствуют спросу.

- Ford стал первым нашим иномаркой-лоукостером. В 2006 году очередь за всеволожским Focus составляла полтора-два года. Я сам был таким ждуном. Сегодня ситуация изменилась, подтянулись конкуренты. Есть KIA Rio, есть Hyunday Solaris, есть Volkswagen Polo. И руководство отечественного Ford можно понять. Им приходится лавировать, предприятие не закрывается, но работа идёт по сокращённому графику, - рассказал 47news глава "Auto-Dealer-СПб" Михаил Чаплыгин.

Заметим, что ещё десять лет назад всеволожский Ford был не проблемой, а гордостью Ленобласти. Когда чиновники Смольного в резиновых сапогах водили японских, американских и корейских инвесторов из Toyota, GM, Nissan и Hyunday по заболоченным участкам в Шушарах и Каменке, в 47 регионе с конвейера уже сходила иностранщина на колёсиках. Но сегодня даже правительство Ленинградской области не слишком концентрирует закупки на некогда любимом филиале. Губернатор Александр Дрозденко давно ездит на минивене Volkswagen, большинство его заместителей — на Volkswagen Touareg. В целом же за 2017-2018 годы Автобаза правительства Ленобласти приобрела Ford Mondeo 22 раза, Ford Focus — 2 раза, Ford Explorer — 6 раз, Volkswagen Touareg – 6 раз, Volkswagen Teramont — 1 раз, Audi A6 — 3 раза, Audi A8 — 1 раз. То есть на машины именно всеволожской сборки согласились в 58% случаев.

Но дилеры Ford не говорят о том, что продажи Focus проседают, однако о конкретных цифрах предпочитают не распространяться.

- Если брать последний краткосрочный период, то отрицательной динамики нет. Машины востребованы и нормально торгуются на рынке. К тому же у Focus есть уникальное конкурентное преимущество — в кузове хэтчбэк и универсал у него практически нет одноклассников. Проблем не вижу, - рассказал 47news управляющий директор автоцентра Ford — Автополе Александр Люк.

Председатель территориальной организации межрегионального профсоюза "Рабочая Ассоциация" Санкт-Петербурга и Ленобласти Игорь Темченко также говорит, что перед выходом на зимние каникулы руководство завода не говорило об остановке конвейера. Рабочим сообщили, что производственный план предприятия утвержден до 2020 года, а после декабрьской забастовки был достигнут компромисс, что до 31 мая 2019 года никаких сокращений на предприятии не будет.

- Осень отработали в одну восьмичасовую смену, за которую делали 100 машин. Были времена, когда в  три смены работали и в каждую сходило по 130. Сегодня непосредственно на производственной линии 800 человек, часть из Питера, часть из Всеволожского района. Делаем Focus и Mondeo, но от последнего сказали, что отказываются. Плюс детали для Kuga, они в Елабугу идут. Средний оклад 52 тысячи рублей, а зарплата 25 тысяч. Естественно, что 15 января зададим вопрос - закрывают нас или нет. Нам все это тоже не понятно, - рассказал 47news Темченко.

Что до схемы расчета с сотрудниками, то в профсоюзах вспоминают ситуацию с закрытием автозавода General Motors в петербургских Шушарах в 2015 года.

- Уведомили об увольнениях за два месяца по трудовому кодексу. Предлагали каждому уволенному по 5 окладов, в итоге за счет пикетов выбили 12, - рассказал 47news один из профсоюзников.

При этом надо понимать, что в орбиту областного Ford так или иначе входят и другие предприятия, производящие запчасти. В частности, штамповка завязана на еще одно всеволожское предприятие Gestamp. Часть комплектующих поставляются морем в контейнерах. А это уже часть грузооборота петербургского порта.

СПРАВКА:

Ford открыл завод в Ленобласти летом 2002 года. Совместное предприятие  Ford Sollers образовано в октябре 2011 года Ford Motor Company и Sollers при равном участии сторон. Согласно данным "Спарк Интерфакс", 2015, 2016 и 2017 годы ЗАО "Форд Мотор Компании" заканчивало с убытками. Так, по итогам  выручка всеволожского завода составила 1 005 000 000 рублей при чистом убытке 46 000 000 рублей.

Автопредприятие во Всеволожске испытывает серьезные затруднения с конца 2014 года, когда оно было вынуждено остановить конвейер. В сентябре 2015 года правительство Ленинградской области приняло решение вдвое сократить налог на имущество единственного автопроизводителя региона. В результате в 2016 году Ford Sollers должен был сэкономить  159 миллионов рублей. Работники завода неоднократно бастовали. Последняя забастовка на заводе во Всеволожске проходила с 16 по 28 ноября 2018 года. Работники предприятия были недовольны длительными периодами простоя.

Александр Калинин, Юлия Гильмшина,
47news