В деле популярного своим бурным прошлым и настоящим коммерсанта Вершинина-Голубева уже столько совпадений, что 47news перевел их в закономерность.

Пострадавшие от одиозного бизнесмена Александра Вершинина-Голубева 25 декабря в очередной раз не смогли получить в городском суде Всеволожска приговор пятерым его помощникам. Тогда, в марте 2017года, имущественный спор в деревне Мистолово перерос в то, что впоследствии журналисты назвали "чемоданом для пыток".

В материалах дела фигурируют смыслы: "выворачивая руки назад, потерпевшим сковывали запястья", "связанных избивали металлической трубой", "тыкали в лицо огнестрельным оружием", "угрожали насилием и убийством", "силой, через пластиковые трубки заливали в нос водку".

По словам адвоката Дмитрия Барсукова, он пытался забрать приговор уже на следующий день после решения суда, 18 декабря.

- Я дал понять, что сроки для нас крайне важны. Секретарь сообщила, что на прошлой неделе судья был дежурным - а, следовательно, загруженным. Руководствуясь тем, что по закону копии приговора должны быть вручены сторонам в пятидневный срок, я приехал 25 декабря. На что получил ответ - мол, вы же понимаете, нужно привести приговор в порядок, устранить ошибки, сшить. Насколько я понял, в окончательном виде приговор не готов, - рассказал Барсуков, добавив, что срок обжалования заканчивается 27 декабря, но для подготовки апелляционной жалобы необходим текст приговора. "Помимо процессуальных норм, мы хотим понять мотивировку столь мягкого, на мой взгляд, наказания. Также есть опасения, что люди, отпущенные из-под стражи, не безвредны для потерпевших", - считает адвокат.

47news собрал основные фрагменты, тормозившие силовую реакцию после нападения Вершинина-Голубева и его команды. 47news корректно называет их совпадениями.

Первое: когда 17 марта 2017 года на место приехали вызванные после избиения сотрудники полиции, их около часа не пускали на участок охранники. Потом секьюрити всё-таки были задержаны за неповиновение, но о санкциях информации не было.

Второе: оперативно-следственная группа прибыла на место преступления через два дня. За это время почти все улики были уничтожены: гараж, где удерживали пострадавших со связанными руками, отмыли от крови, а гильзы собрали.

Третье: во время обыска дома у Вершинина-Голубева 26 марта в Мистолово он сбежал в одних носках через окно в ванной. В доме при этом находилось с десяток полицейских.

Четвертое: За окном было около нуля, а погоня, переросшая в патрулирование деревни, не помогла

Пятое: супруга Вершинина, Татьяна, во время обыска нацарапала гвоздём на капоте машины следователя слово из трёх букв. Когда речь зашла о возбуждении уголовного дела по порче имущества, Вершинина предоставила справку - мол, беременна. Но за полтора года так и не родила.

Шестое: в течение месяца силовики не могли решить, кому расследовать уголовное дело — полиции или Следственному комитету. В конце концов дело забрал Следственный комитет Ленобласти.

Седьмое: пока анализировали, кто будет расследовать, да и после принятия решения, мучительно решался вопрос об официальном объявлении в федеральный, а затем в международный розыск.

Восьмое: за это время исчезла часть собранных улик. Например, салфетки и губки - ими вытиралась кровь, а также пластиковые хомуты, жгуты и скотч, которыми были скованы руки пострадавших. Прокуратура Ленобласти требовала возбудить уголовное дело по факту утери вещдоков, но этого не произошло.

Девятое: товарищ Вершинина, Евгений Продоляк, был направлен следствием на медосвидетельствование. В Ломоносовской больнице у него были выявлены заболевания, с которыми нельзя находиться в камере. При этом замглавного врача Ломоносовской больницы приходится Продоляку матерью. Материалы о служебном подлоге были выделены в отдельное производство. Там и забыты.

Десятое: соучастникам Вершинина приговор вынесен 17 декабря. Евгений Продоляк, Александр Клименко, Владимир Салдаев, Станислав Бойчук и Юрий Губанов по статье "хулиганство" оправданы. Истязание переквалифицировано на лёгкий вред здоровью. Все получили условно. Обжаловать условный приговор ещё одному коллеге Вершинина, Алексею Юрченко, защите потерпевших пока не удалось. Всеволожский суд два раза отказал в принятии апелляционной жалобы.

Одиннадцатое: по словам защиты, приговор оглашался без представителя потерпевших. Помощника адвоката, прибывшего на место, проигнорировали, пригласив только защиту подсудимых. Само оглашение двухсотстраничного приговора заняло у судьи Людмилы Набиулиной полтора часа.

Двенадцатое: во Всеволожском суде потерпевшая Ксения Семёнова судится с четой Вершининых в гражданско-правовой плоскости. Однако здесь её преследуют неудачи. Ей два раза отказали в принятии имущественного иска. Областной суд обязал его принять, но реакции не последовало. При этом в Невском районном суде Петербурга Соколова тоже судится с Вершиниными - и вполне успешно.

Тринадцатое: Вершинин-Голубев второй год находится в международном розыске. Похоже, ни для кого, ни секрет, что живёт коммерсант в Финляндии.

Если все же это система, то без опыта и ресурса ее создать нереально.

Что касается первого ингредиента, то в начале 90-х ньюсмейкер стоял рядом с Михаилом Глущенко, более известным как Хохол, давно арестованным по делу об убийстве Галины Старовойтовой. Вячеслав Дроков по прозвищу "Зинка" тоже был тогда рядом. И он осужден за рейдерские захваты и проходит сегодня по делу о "тамбовском" преступном сообществе вместе с Владимиром Барсуковым-Кумариным.

По поводу ресурса также без загадок. Бизнес Вершинина-Голубева стоит на черновой нефтепереработке на нефтеналивной базе в Сертолово, а в Любани он строил нефтеперерабатывающий завод. На его базах были проведены обыски. Следствие хотело знать о степени схожести изъятых нефтепродуктов с образцами компании "Транснефть-Балтика", которая регулярно обнаруживает незаконные врезки.

К слову о стабильности при выходе Вершинина-Голубева из трудных жизненных диспозиций: на заре деловой карьеры он как-то не поладил в своем офисе на Вознесенском проспекте с братвой и успокоил их автоматной очередью. Ясно, что тогда его искала не только милиция, но конфликт замяли. Позже в него стреляли на севере Петербурга. В тот раз, получив пулевое ранение, он нашел волю напасть на исполнителя и спастись.

Правоохранители иногда трепали его, но не более. В тех же 90-х его помещали во внутреннюю тюрьму ФСБ за серьезное мошенничество при акционировании Кировского завода, но на суде все свелось к условному сроку. Не одолела его и служба безопасности "Транснефть Балтики", застав коммерсанта непосредственно в люке возле Авиагородка, где проходит их магистральная труба. Наконец, в январе 2013 года его арестовывают за избиение оперативников экономической безопасности. Тогда Вершинин вез сумму для покупки нефти, и в машине прикрытия засекли хвост. Результатом стала драка с полицейскими. Уголовное дело было прекращено. Между прочим, за примирением сторон.

При такой логике, если приговор в отношении подчиненных Вершинина-Голубева устоит - он сможет вернуться из изгнания. И если он получит условное порицание, вряд ли кто-то оспорит его компетенции при выходе из безнадежных ситуаций.

 

Виктор Смирнов,
47news