Включение в санкционный список ввело в ступор дорожного монстра из трёх букв и лишило перспектив на обновление технопарка. Теперь дорожники пойдут на трассы "Сортавала", "Скандинавия" и "Кола" только на КамАЗах. Зато вице-губернатор по строительству Москвин рад так, будто это он – миллиардер Ротенберг.

Официальный журнал Евросоюза 31 июля пропечатал, а заодно и припечатал санкциями ещё шесть российских компаний. Ограничительные меры введены в отношении вологодского АО "ВАД", петербургского ОАО "Институт Гипростроймост", керченского судостроительного завод "Залив", а также московских ПАО "Мостотрест", ООО "Стройгазмонтаж", контролируемых Аркадием Ротенбергом, и ООО "Стройгазмонтаж-Мост". Поставка оборудования из Европы этим компаниям ограничивается, доступ к западному финансированию приостанавливается, а активы компаний в ЕС замораживаются. С учетом сегодняшнего пополнения, список российских структур, на которые распространяются западные кары, теперь состоит из 47 предприятий.

Всю шестёрку фирм Брюссель счёл причастной к строительству Крымского моста - ведь компании планировали переправу, управляли проектом строительства, строили сам мост и автоподходы к нему. Эти действия в постановлении Евросоюза названы "подрывающими территориальную целостность, суверенитет и независимость Украины". Официально движение по переправе, связавшей Тамань с Керчью, было запущено 16 мая, а за сутки до этого 19-километровую трассу на "КамАЗе" опробовал Владимир Путин.

Первым на передовицу журнала Евросоюза прореагировал входящий в близкий круг президента миллиардер Аркадий Ротенберг через Telegram-канал "Представитель Ротенберга". "Все мы своей работой гордимся, и если кому-то не нравится, то это не наши проблемы", - приводят его слова в мессенджере. Риторика бизнесмена предсказуема: Аркадий Ротенберг в санкционных списках ЕС с 30 июля 2014 года.

Просто в отношении России действуют несколько пакетов санкций: индивидуальные, экономические, отдельные по Крыму. Одни актуализирует Минфин США, другие обновляет ЕС, но и первые, и вторые то и дело продлеваются. А порой санкционный зигзаг выдаёт удивительные загогулины. Так, в январе 2018 года Госдеп вместе с нефтеперерабатывающим тяжеловесом "КИНЕФ" в список неконтактных внёс ферму "Рассвет" в деревне Ретюнь Лужского района Ленобласти. А уже в июне американские ограничения торпедировали петербургских водолазов.

На фоне тех вывертов обновление списка полудюжиной строителей-проектировщиков Крымского моста можно считать ожидаемым. Скорее было бы удивительно, если бы их там не оказалось. Все организации хорошо известны в России, а к Ленинградской области тяготеют две - АО "ВАД" и ОАО "Институт Гипростроймост".

Что до "ВАДа" - это, конечно, не "Всемирное антидопинговое агентство", а "Высококачественные автомобильные дороги". Дорожно-строительный "ВАД" начал превращаться в исполина в 1994 году в Петербурге. Но в 2017 году фирма покинула домашний регион и перерегистрировалась в Вологде. Деревня Заовчище - родина одного из основателей Виктора Перевалова. Второй основатель "ВАД" - Валерий Абрамов. Сегодня он является генеральным директором компании. По данным системы "СПАРК-Интерфакс", 100%-ми владельцами "ВАД" являются просто некие граждане России. Но за этой обтекаемой формулировкой участники рынка продолжают видеть двух бизнес-партнёров. А подрядчиком по строительству федеральной трассы "Таврида" "ВАД" стал ещё до перерегистрации в городе, где резной палисад. В июне 2016 года соответствующее распоряжение подписал лично  глава Крыма Сергей Аксенов. Полная стоимость строительства "Тавриды" определена на уровне 149,3 миллиарда рублей. По итогам 2017 года выручка АО "ВАД" составила 55, 3 миллиарда рублей, а чистая прибыль - 3,2 миллиарда.

В 2018 году компания показывает фантастическую успешность на ниве государственного заказа. За семь месяцев "ВАД" участвовал в тридцати процедурах закупок и заключил столько же контрактов на общую сумму 42,2 миллиарда рублей. Почти половина - свыше 19 миллиардов рублей - приходится на дорожные контракты Ленинградской области.

Так, буквально в середине июля "ВАД" заключил контракт с ФКУ Упрдор "Северо-Запад" на реконструкцию 16,5 километров трассы "Кола" в Ленинградской области. Компания должна спрямить так называемый "чёртов поворот" под Синявино. А еще 31 километр этой федеральной трассы фирма должна отремонтировать в Волховском районе. Также в зоне ответственности фирмы участок Кисельня - Хвалово с мостом через реку Волхов.

В число статусных контрактов "ВАДа" можно отнести три контракта на текущий ремонт трассы "Скандинавия" в той части, где она выходит к МАПП "Торфяновка" и МАПП "Светогорск". А ещё у "ВАДа" - два контракта на ремонт 30,6 километров бетонки А-120 Кировск - Мга - Гатчина - Большая Ижора. При этом компания продолжает капитальный ремонт трассы "Сортавала" в Приозерском районе. Недавно местная прокуратура заподозрила "ВАД" в самовольном занятии леса в Некрасовском лесничестве.

И в предыдущие годы "ВАД" получал контракты на текущий ремонт "Колы" и Санкт-Петербургского Южного полукольца — бетонки.

Также компания активно работает в Санкт-Петербурге, где ремонтирует Невский проспект и северный участок КАД от Горской до Приозерского шоссе. Есть работа в Вологодской и Калининградской областях, а также в республике Карелия.

По всей видимости, включение в санкционный список ЕС действительно стал для "ВАД" неприятным эпизодом в истории.

"Не было такого случая, когда я что-то отказывался комментировать, но сегодня — первый раз. Не уполномочен. По всем вопросам - в центральный офис, в Петербург", - был вынужден заявить 47news представитель "ВАД" в Крыму Григорий Назаров. С другой стороны, мы убедились, что Вологда для "ВАД" - это лишь точка регистрации.

В Петербурге дали понять, что единственным способом коммуникации с журналистами у "ВАД" является электронная почта. Но по контактному телефону сообщили, что ни Виктора Перевалова, ни Валерия Абрамова сегодня в офисе не видели, а настроение в компании - "у всех по-разному".

Зато участники рынка говорят, что денег на Западе "ВАД" не искал, так что закрытие доступа к европейским банкам компанию не испугает. Но повод для беспокойства есть.

"Компания полностью экипирована западной техникой. Основной парк — Volvo и MAN. Вот здесь мало не покажется. Запчасти производятся на территории ЕС. Как они будут их покупать - непонятно. А срывов контрактов у компании не было, они наоборот - раньше на полгода всё сдают", -  рассказал 47news собеседник, знакомый с ситуацией в "ВАД"

А 47news вспомнил, что если у "ВАДа" угоняли в Ленобласти экскаватор, то Volvo BL71B. Правда его внутренняя балансовая стоимость равнялась бутылке хорошего виски.

Еще один подсанкционник — АО "Институт Гипростроймост — Санкт-Петербург" также близок Ленинградской области. В 2017 году эта организация актуализировала смету на строительство перехода через реку Волхов в Киришах, а в 2016 году выполняла проектно-изыскательские работы для реконструкции моста через реку Ковра у поселка Жихарево в Кировском районе. Общая сумма двух контрактов с ГКУ "Ленавтодор" превысила 4 миллиона рублей. На фоне контрактов "ВАД" сумма, конечно, не сказать чтобы внушительная. Так, например, строительная компания из Вологды входит в пул спонсоров волейбольного клуба "Динамо-ЛО" из Соснового Бора. В прошлом году фирма подержала клуб суперлиги 16,84 миллиона рублей.

А свою ограниченность в АО "Институт Гипростроймост — Санкт-Петербург" оценивают стоически. Просто она для предприятия очередная.

"Для нас это второй санкционный список. Года два назад попали в первый, тот, который американский. Что могу сказать - Запад лишает себя удовольствия строить мосты по нашим проектам. Если такие правила, по ним и будем играть. Денег иностранных у нас нет. Мы ведь проектный институт. А по Ленобласти мы контракты закрыли. Хоть с мостом в Киришах и помучились", - заявил 47news генеральный директор АО "Институт Гипростроймост — Санкт-Петербург" Илья Рутман.

Новость о включении в санкционный список "ВАД" строительный и дорожный вице-губернатор Михаил Москвин узнал не от 47news. Он частенько присутствовал на сдаче компанией федеральных дорожных строек.

Расцениваю произошедшее как дань уважения хорошей компании, - заявил Москвин.

А вы не боитесь, что европейцы прочтут, кого вы считаете хорошей компанией, и в отношении вас введут индивидуальные санкции? - поинтересовался 47news

- А у меня недвижимости на Западе нет и счетов в зарубежных банках тоже. Я за границей первый раз в 20 лет оказался, а если следующие 20-30 лет не смогу туда въехать, то ничего страшного. Если я в списке — значит, хорошо работаю. А что до техники "ВАД", то у нас есть хорошие КамАЗы и МАЗы", - почти как миллиардер Ротенберг, отреагировал чиновник Москвин.

 

Александр Калинин,
47news