Выборы в Ленобласти теперь настолько вежливые, что благодарность за них кладут, а не суют в карман. Попав в Шлиссельбург, оппозиция даже отреклась от Ходорковского. Все бы ничего, но властям и придумывать не надо, почему все законно.  
 
Воскресный день в Шлиссельбурге 24 июня начался для города с события. На единственной трассе, по которой идет основной транспортный поток, сгорел ларек с продуктами, а в нем - продавщица. Скелет недавнего магазина выглядел обугленным, но в глубине виднелись зеленые стекла бутылок. 
 
В картину муниципального образования этот инцидент вписался идеально. Непосвященному кажется, что Шлиссельбург застыл в перестроечных временах. На панельных многоэтажках запечатлены года постройки - 1980, 1989. Местная столовая, в которой щи по 120 рублей, одновременно и место для обедов, и для банкетов. В общем ряду стандартных столов есть один на восемь мест, рядом с которыми пристроены стулья с бантиками сзади.
 
Мы уже рассказывали, что на 16 мест в совете депутатов здесь претендуют 46 человек. Основная борьба развернулась между единороссами и коммунистами. Дровишек подкинул экс-кандидат в президенты от КПРФ Павел Грудинин, приехавший поддержать своих собратьев по идеологии. После того, как он раскритиковал состояние города, на встречу приехали и члены правительства во главе с губернатором.
 
Так что не слишком удивителен диалог, подслушанный на выходе с одного избирательного участка. "Я сюда только ради денег пришла, они же все бандиты". 
 
Все четыре места для голосования заполонили наблюдатели. На досрочке неделю назад вышел казус, активист "Наблюдателей Петербурга" получил от местного спортсмена за то, что заподозрил проведение "каруселей". За чрезмерную активность председатель ЦИК Элла Памфилова поставила Ленобласть на карандаш. 
 
По цепочке внушения сделали друг другу все, кто только мог. В результате в Шлиссельбурге в одной комнате вынужденно соседствовали и специалисты из аппарата ЦИК, и из Леноблизбиркома, и комитета по местному самоуправлению. Моральную помощь оказывали товарищам из Кировской ТИК коллеги из Ломоносовской и Всеволожской комиссий. И это помимо представителей "Наблюдателей Петербурга" и ребят, представившихся как члены известной организации "Голос". С последними вышло неудобно, потому что когда началось разбирательство, кто к какому течению принадлежит, Сергей Кузин обозначился как куратор "Голоса" в Ленинградской области. На самом деле он отвечает за "Открытую Россию" Михаила Ходорковского, и в московском "Голосе" чрезвычайно удивились, узнав, что кто-то забрал себе их отделение.
 
В самих помещениях царил нехарактерный для подобных мероприятий дух вежливости. На последних выборах в Кузьмолово фотокорреспондент 47news еще не начинал снимать, а уже вызывали полицию. Здесь же создавалось ощущение, что председатели УИКов готовы были уступить даже свое место, если понадобится. Полицейские и вовсе самостоятельно удалялись якобы позвонить.
 
Внешнее спокойствие выглядело настолько неприличным, что заставляло задавать вопросы. Активист "Наблюдателей Петербурга" Юлия Изюмова, к примеру, рассказала про то, как она с коллегами зафиксировала несколько мужчин, засветившихся желанием проголосовать досрочно. На неделе им в этом отказали, а они доказывали, что не могут использовать активное избирательное право из-за командировок и работы вахтовым методом. "И вот мы их встречаем сегодня, спрашиваем, неужели командировка закончилась?" - пересказала диалог она. Ответа, конечно, не требовалось.
 
Если пробыть на участке столько времени, чтоб хватило на поимку взглядов сидящих внутри, можно заметить, что скрывается за показной благопристойностью. Люди, входящие в кабинки для голосования, в основной массе совершают одни и те же жесты. Вот они кладут бюллетень на стол, вот достают что-то, напоминающее фотоаппарат или смартфон. Вот делают движение, напоминающее фотографирование. Вот убирают аппаратуру. По словам Юлии Изюмовой и еще ее нескольких коллег, на выходе многих из них встречали оранжевые "Жигули". Там некий мужчина доставал из верхнего кармана куртки белый конверт и отдавал избирателю.
 
Присмотревшись внимательно, ради спортивного интереса, мы пристроились сбоку от кабинок, которые на самом деле представляли из себя занавешенную шторку. Как и положено, внутри была и настольная лампа, которая весьма помогла в деле слежки. Так вот, буквально каждый второй отчего-то считал своим долгом сфотографировать бюллетень и почему-то держать с собой в руках паспорт. Возможно, условием получения вознаграждения было запечатлеть именно паспорт поверх бюллетеня, а не только его как таковой.
 
Фото: Валентин Илюшин
 
Причем, судя по всему, пожилым избирателям вручали в руки старенькие фотоаппараты, на случай, если они не умеют пользоваться современной техникой. За одной из местных жительниц мы проследили до самого выхода. Пожилая дама с палками встретила свою знакомую, которая издалека напоминала социального работника. Завидев толпу лишних, компания отошла подальше и даже организованно пошла в магазин за продуктами. Нечто, похожее на 500 рублей, вложили избирательнице лишь после того, как она упаковала все в пакеты. 
 
На участок, расположенный в школе, прибыл и председатель Леноблизбиркома Михаил Лебединский. "Никаких нарушений не выявлено, жалоб нет", - с порога объявил он. На вопрос журналиста 47news, собирается ли он как-то реагировать на зафиксированные случаи деликатного подкупа, ответил молчанием.
 
Фото: Валентин Илюшин
 
Отчего-то именно в ту минуту понадобилось прийти на избирательный участок и сенатору Дмитрию Василенко, чьей территорией, собственно, и считается город Шлиссельбург. Расцеловывая и обнимая встречных, он отдал свой паспорт и получил взамен бюллетень. Рядом с ним был и депутат ЗакСа, секретарь кировской "Единой России" Михаил Коломыцев.
 
- Снимай марку джинсов сенатора, - раздалось от корреспондента 47news в сторону фотокорреспондента.
- Может, еще мои трусы сфотографируете?
- Нет, трусы-это некрасиво, - ответил фотограф.
 
Фото: Валентин Илюшин
 
Высокопоставленная группа быстро ретировалась, вроде как даже порознь. Начальник департамента развития местного самоуправления комитета по МСУ Евгений Жданов с возмущением обратился к журналисту 47news. Ему поручили перепроверить сообщения о вознаграждении за голосование, но он, конечно, ничего не обнаружил.
 
Кстати, в движении "Наблюдатели Петербурга" весьма оценили увиденное. "Подросли ответственные за выборы, технологии деликатные",-то и дело повторяли они.
 
В середине дня к избирательным участкам подъехал руководитель региональной "Открытой России" Андрей Пивоваров. Зачем он прибыл, осталось загадкой, ведь его представители в выборах не задействованы. "О, тут Лебединский, пойду с ним сфоткаюсь", - сказал он возле Дома культуры.
 
Поскольку обилием кафе Шлиссельбург не блещет, все не местные собрались в местной пиццерии. Очень вовремя сюда же пришли на обед водители той самой оранжевой машины, которую подозревают в участии в скупке голосов. Как раз пришел и самозваный лидер областного "Голоса" Сергей Кузин. Глава движения "Красивый Петербург" Красимир Врански предложил журналисту 47news сделать с молодыми людьми интервью, но ввиду отказа решил сделать его сам. 
 
Молодые люди весьма вежливо объяснили, что все сообщения об их автомобиле - вранье, инициированное коммунистами. Это видео оппозиционеры разместили на youtube. Теперь властям Ленобласти и района даже и не надо объяснять, что происходило в Шлиссельбурге.
 
Юлия Гильмшина,
47news