Из последних сил правительство Ленобласти пытается спасти концессию на Ладожский водовод - даже ценой нового проекта. Платой станет доступ к кошелькам жителей, 100 млн и каприз одноклассницы Путина. О разрыве отношений речи пока не идёт, но претензии зашкаливают.       

В четверг, 7 июня, Владимир Путин проведёт прямую линию с гражданами России. Держим пари - не обойдётся без вопросов по ЖКХ. Понимают это и на местах. Немногим ранее, 4 июня, состоялась встреча представителей блока ЖКХ правительства Ленобласти с руководством компании "Северо-Запад инжиниринг". Обсуждались варианты спасения концессии на реконструкцию Ладожского водовода во Всеволожском районе Ленобласти стоимостью 3,8 млрд. рублей. О масштабе проблем говорят цифры. По данным "Единой службы заказчика Всеволожского района", за 2017 год было принято работ на 28 млн рублей из 510 млн запланированных. Сроки ввода очистных в Кузьмолово и Всеволожке сорваны. В первом случае они должны были выдавать на четыре тысячи кубометров воды больше, во втором - на десять. Речь идёт о существенных нарушениях условий концессии, при которых заказчик может ставить вопрос о разрыве контракта. Символично, что 1 июля будет ровно год с тех пор, как концессионеру было передано в пользование имущество.   

Концессионное соглашение было подписано в конце 2016 года между районной администрацией в лице муниципального предприятия "Единая служба заказчика" и компанией ООО "Северо-Запад Инжиниринг". Срок исполнения - 15 лет. За этот период инвестор должен вложить 3,8 миллиарда рублей, извлечь из управления прибыль и передать "Ладожский водовод" обратно муниципалам. В перечень объектов концессии входит Ладожская насосная станция подъема, сам водовод протяженностью 84 километра и очистные сооружения во Всеволожске и поселке Кузьмолово. Через систему вода поставляется во Всеволожск, Новое Девяткино, Рахьинское, Щегловское, Кузьмоловское, Муринское и Романовское сельские поселения. Речь о сотнях тысяч человек. Износ системы при этом достигает 90%.

Тем не менее, на совещании 4 июня, по информации 47news, обсуждались уступки концессионеру. Причиной якобы стала виза губернатора Александра Дрозденко на информационном письме о состоянии дел в этом направлении. Говорят, звучит она примерно так: "Не расторгать". Понятно, что формально губернатор не имеет возможности влиять на контракт, заключённый между администрацией района и концессионером, поэтому указанием это быть не может, но смыслом вполне. Также понятно, что, как только о визе стало известно на Суворовском, 67, многие тут же заговорили о пасмурных перспективах концессии. Кстати, представителей администрации Всеволожского района на совещание приглашали, но никто из них там не присутствовал по причине отпусков. 

Учредителем "Северо-Запад Инжиниринг" в 2015 году был Борис Пайкин. Он считается совладельцем компании Fort Group - одного из крупнейших операторов коммерческой недвижимости федерального уровня с корнями в Петербурге. Основным видом деятельности "Северо-Запад Инжиниринг" является "забор, очистка и распределение воды". По данным "СПАРК-Интерфакс", компания показала убыток за 2016 год в 15,7 миллиона (более свежих данных нет). В середине 2016-го Пайкин вышел из учредителей, предположительно, из-за того, что через два месяца принял участие в выборах в Госдуму от Петербурга. В сентябре 2017 года он попал в Охотный ряд от Брянской области.

С точки зрения концессионера, реализация забуксовала по трём основным причинам. Во-первых, без корректировки санитарной зоны научного центра "Прикладная химия" (ГИПХ) невозможно получить разрешение на строительство водоочистных сооружений в Кузьмолово. До последнего времени позиция руководителя этого предприятия Елены Козловой была однозначна: "не уступлю ни пяди". Характер у этой леди есть. Немаловажно  и то, что она одноклассница Владимира Путина. Во-вторых, до концессионера, по его мнению, не доходят деньги от гарантирующих поставщиков, которые те получают с жителей. В-третьих, условия концессии не предполагали столь плачевного состояния станции первого подъёма на Ладожском озере. В планах был капремонт, но бетонные конструкции деформированы вплоть до арматуры. Теперь речь идёт о реконструкции. 

Что касается ГИПХа, то с помощью областного правительства с Козловой достигнута предварительная договорённость, по которой "Северо-Запад инжиниринг" прокладывает тепловые сети на территории предприятия. По примерным подсчётам, обойдётся это в 19 млн рублей. Взамен ГИПХ готов согласовать проект санитарной зоны, уменьшив её с тысячи до пятисот метров. По времени это займёт около полугода: само создание проекта, затем ещё месяца два его будет рассматривать региональный Роспотребнадзор и ещё два - центральный аппарат этого ведомства в Москве. Вопрос только в том, будут ли процессы прокладки тепловых сетей и утверждения проекта параллельными. Сама Козлова на этот счёт выразилась как хваткий бизнесмен с Уолл-Стрит. 

- Будут сети — подпишу, не будет — не подпишу, - как всегда на бегу ответила директор ГИПХа.

Кстати, в самих границах санитарной зоны ничего сакрального нет. Они изменены и для администрации Кузьмолово, и для жилых домов неподалёку. Тем более, недавно вступило в силу постановление правительства №222 "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон". По нему сокращать границы можно, опираясь на замеры атмосферного воздуха, а в Кузьмолово он, в целом, свеж.

Пока же подрядчик концессионера - компания "ИТАН", выигравшая конкурс на 389 млн рублей на реконструкцию ВОСов - закупила в кредит оборудование на 140 млн. Но без разрешения на строительство приступить к монтажу не может. По словам гендиректора компании Евгения Иглакова, в этой истории компания сбоку и в процесс не вмешивается. 

- У нас всё готово, ждём. Если вдруг произойдёт разрыв концессии, то оборудование вернём, - спокоен Иглаков (он, кстати, год назад ушёл из администрации Всеволожского района где отвечал за ЖКХ).  

Ещё более любопытным представляется решение вопроса с тем, что до концессионера не доходят деньги жителей. Если вкратце, то между ним и абонентами стоит цепочка из транзитёров воды, управляющих компаний и гарантирующих поставщиков. Все они зарабатывают. Стоимость порой вырастает почти в три раза. Самым проблемным гарантирующим поставщиком считается компания "Всеволожские тепловые сети", которая обслуживает весь Всеволожск. Отметим, что "ВТС" испытывает немалые трудности, вплоть до мыслей о банкротстве, и дыры приходится затыкать постоянно. Дебиторская задолженность "Северо-Запад инжиниринг" составляет около ста миллионов рублей. 50% приходится, по данным компании, на "ВТС". При этом в инвестпрограмму заложена 100-процентная собираемость. 

- Методика возврата инвестиций строится на доходности в тарифе, а в инвестпрограмму заложена стопроцентная собираемость. Это при том, что нам нужно обеспечивать деятельность объектов, покупать реагенты, платить по счетам. У нас уже иски от ПСК, например, - рассказал гендиректор "Северо-Запад инжиниринг" Максим Горелов.  

Как рассказали 47news в правительстве Ленобласти, на сегодняшний день рассматривается вариант, по которому "Северо-Запад инжиниринг" войдёт в новую концессию на сети Всеволожска ("ВТС") и сможет собирать деньги с населения через своего гарантирующего поставщика практически напрямую. Отметим, что в нынешней диспозиции концессионер может работать только с юрлицами. Но поскольку "ВТС" на 100 процентов принадлежит администрации города, то для этого решения потребуется решение совета депутатов и инициатива главы администрации. Подготовка нового соглашения может занять около года по аналогии с уже существующим.  

Ещё одним сбоем стали несбалансированные тарифы. Для гарантирующих поставщиков они были утверждены в декабре 2016-го года. Например, для "ВТС" - на уровне 25 рублей за кубометр воды. А для "Северо-Запад инжиниринг", который заходил позже, в них внесли инвестиционную составляющую и вышло 44 рубля. Таким образом, с 1 июля по декабрь 2017 года произошёл разрыв, который должен быть покрыт межтарифной разницей. То же самое произошло и в первом полугодии нынешнего года. С 1 июля тарифы сбалансированы, но это не отменяет образовавшейся задолженности. По словам Горелова, она составляет 260 млн рублей. "За прошлый год будем судиться, за этот рассчитываем получить. Если только "ВТС" не истратит их на собственные нужды или не обанкротится", - считает коммерсант. 

Помимо этого, срыв сроков повлиял на то, что учтённые в инвестпрограмме планируемые подключения уходят из-под носа. Например, группа ЛСР тянет воду из города.  

Третье существенное изменение концессии может коснуться насосной станции на Ладоге. Она построена в 70-е годы. Обследование показало, что износ столь существенен, что капитальным ремонтом не обойтись. Скорее всего, потребуется реконструкция, которую должен согласовать концедент в лице заказчика. По примерным оценкам, она может обойтись в сумму около 100 млн рублей. 

На этом приключения концессии не заканчиваются. "Северо-Запад инжиниринг" с прошлого года ведёт переговоры со "Сбербанком" о кредитовании - и пока безуспешно. Требованием банка стало вхождение Ленобласти в концессию с финансовыми гарантиями (отметим, что по новым правилам субъект обязан вступать в концессию. Но правила заработали с нынешнего года и не касаются прошлого). По условиям "Сбербанка", в случае провала субъект должен будет сначала гасить и тело кредита, и проценты, а только затем оценивать, что уже построено. Предложение региону не нравится. Говорят, что область готова стать третьей, но только на условиях финансирования того, что уже построено на момент гипотетического фиаско. Предложения на сегодняшний день аккумулировал комитет экономического развития и инвестиционной деятельности под патронажем экономического вице-губернатора Дмитрия Ялова.  

- Банк требует таких условий прямого соглашения с регионом, на которые регион пойти не может. Требуемые условия фактически представляют гарантию со стороны субъекта. В целом ситуация сложная, но не тупиковая, - как всегда оптимистичен Ялов, добавив про концессионера, что, с финансовой точки зрения, он пока живет за счет собственных средств.

По мнению 47news, по комментариям "Сбербанка" можно преподавать схоластику.

- Банк заинтересован в финансировании данного объекта. В силу того, что это социально значимый проект, связанный с системами водоснабжения и водоотведения, банк в данный момент изучает все нюансы вхождения в него, чтобы создать максимально комфортные условия для всех участников проекта, - предельно ясно ответили в кредитном учреждении.   

Не секрет, что за концессией на Ладожский водовод стоит так называемый производственный партнер Бориса Пайкина Дмитрий Новиков. Он владеет компанией "Охта-парк девелопмент". По данным "СПАРК-Интерфакс", обороты компании достигают 700 миллионов рублей. Один из его проектов - курорт с одноименным названием в деревне Мистолово Всеволожского района. Как говорят, у Новикова накопилась уже изрядная доля раздражения из-за создавшейся ситуации. С ним 47news поговорить не удалось, но директор "Северо-Запад инжиниринг" Максим Горелов сообщил, что по факту в концессию уже вложено около 250 млн рублей. 

- Мы ни в коей мере не шантажируем разрывом концессии. Просто уже эмоции порой зашкаливают. От администрации района нет никакой помощи, ни при согласованиях, ни с передачей земли. Область помогает, а район говорит - вы, мол, бизнес. Раз пришли, так и делайте все сами. Так и перебрасываемся претензиями в письменном виде, - рассказал Горелов. 

В администрации Всеволожского района, как несложно предположить, придерживаются иного мнения. По словам первого заместителя директора муниципального предприятия "Единая служба заказчика" Елены Пятачковой, она не видела от исполнителя ни одного изменения в инвестиционную программу, а градостроительными проблемами те занимались сами.  

- Санитарные границы сдвинуть вполне реально. Что касается сроков, они должны наверстать то, что не сделали в прошлом году, за этот год. Разрыв может инициировать любая сторона, но пока об этом речь не идёт, - отметила чиновница.

- Говорят, им деньги не доходят, это так? - спросил 47news.
- С 1 июля выпадающие доходы будут учтены. Был разрыв в тарифах. Но ведь они должны жить не только с оборотных средств. Свои деньги тоже должны быть, иначе что это за инвестор, - даже возмутилась Пятачкова. 
- Что именно сорвано по срокам?
- Очистные во Всеволожске и Кузьмолово, а они очень нужны тем же строителям. Они ждать не будут. Повлиять мы на коммерсантов не можем.
- Жалуются, что не помогаете, - подбросил вопрос 47news. 
- Им передали имущественный комплекс, дали тариф, а продавать им нечего. Сначала ведь построить надо, а потом продавать. Что касается помощи, мы никогда не отказываем, разработан регламент. 
- Напрямую им реально с абонентов деньги собирать? 
- Если найдут юридический механизм - пусть предлагают, мы всё рассмотрим. Но я сомневаюсь, что это юридически возможно, - задумавшись ответила собеседница. 

Напоследок Пятачкова вспомнила, как начиналась концессия. 

- Я их тогда напрямую спросила: "Мужики, деньги есть"? Они ответили - да, есть. И это правильный был вопрос, потому что если нет денег — нефиг и жениться.

Судя по реакции главы администрации Всеволожского района Андрея Низовского, пожирателем концессий он себя не считает и настроен вполне миролюбиво. 
 
- Сомневаюсь, что мы найдём другого инвестора. А своих денег у района на приведение такого хозяйства в порядок нет. И это наша головная боль. Я надеюсь, "Сбербанк" войдёт в эту историю и начнётся движение. Пока же развитие города остановлено - всем нужна вода. Вопрос сейчас решается на уровне области, - рассказал как он видит ситуацию Низовский.

В любом случае, если концедент и концессионер всё же договорятся, то изменение условий концессии нужно будет согласовывать с Федеральной антимонопольной службой. Подготовка документов и рассмотрение может уйти в конец 2018 года - оценили перспективы несколько чиновников в правительстве Ленобласти. Страховочным вариантом рассматривается передача Ладожского водовода "Леноблводоканалу". Но области придётся вернуть концессионеру уже вложенные деньги.

Впрочем, это не главное. Обрушение столь масштабного и широко разрекламированного проекта в сфере водоснабжения портит карму всему региону в глазах федерального центра. Это ведь в Кремле придумали лет пять назад, что все убыточные объекты ЖКХ в России нужно отдать в концессию. 

Виктор Смирнов
47news