Накануне ежегодной коллегии полицейского Главка 47news рассказывает, где в Ленобласти лучше ходить и озираться, где пухнут кошельки наркобаронов и где машины уезжают от владельцев, не прощаясь. То же самое сделали коллеги с "Фонтанки.ру". Все же у нас лучше, да и полиция душевней.

В каждом районе области мы собрали четыре позиции: первое - общее число серьезных уголовных дел, вторая цифра – рост или уменьшение по сравнению с 2016 годом, третья - общая сумма раскрытых преступлений и четвертая - динамика к прошлому году.   

Где самое тяжелое

Естественно, впереди Всеволожский район. И не потому, что все негодяи спешат именно сюда. Просто здесь тесно, как в троллейбусе в час пик. Реального количества проживающих на этой территории не знают даже главы администраций в поселениях. Достаточно вспомнить муравейники-агломерации Мурино, Кудрово и Новодевяткино. Помимо этого, из-за запредельного количества строек Всеволожский район — магнит для мигрантов. Как обеспеченных работой, так и нет. Если наглядно, то на этой территории тяжкие преступления совершаются по три-четыре раза в день. Начальник УМВД по Всеволожскому району Александр Сухариков действует как бульдог и за год вытащил район с 16 места на четвертое. Но вместе со своими сотрудниками всех покусать физически не успевает.      

За Всеволожским следует Гатчинский район, что закономерно, исходя из территории и близости к Петербургу. Так, если, например, убийство произошло в Колпино, то ехать через весь город с телом в багажнике во Всеволожский район абсолютно не с руки. Зато до гатчинских полей рукой подать. Начальник районного УМВД Алексей Журавлев не первый день на своем месте и тянет лямку методично, но прочно — в общем зачете его район второй. А сотрудники отмечают его чувство юмора и отсутствие заносчивости. "Когда совсем ахтунг — очень выручает", - отметил один из его подчиненных.     

Тройку замыкает Выборгский район. Из тяжких и особо тяжких раскрыты примерно половина. На начальника УМВД Эдварда Вашкиса, переведенного из Петербурга, местные поначалу смотрели со скепсисом, но тот поборол методичностью, если не сказать педантичностью. Память у него хорошая, дожимает и негромких злодеев. Среди 18 районов Ленобласти эта территория находится на пятом месте.          

Ближе к середине рейтинга — Кировский, Лужский и Волховский районы. Их специфика - в натуральной смене народонаселения. С начала весны и до начала осени в садоводства, как рой пчел, влетают сотни тысяч дачников из Петербурга. Лужский, к тому же, район транзитный, а в Волхове такая специфика, что самое нелепое зло вылезает именно здесь. Начальник Кировского ОМВД Дмитрий Иванов терпеть не может прессу, да и не надо. Зато его парни два месяца провели на ногах вместе с уголовным розыском Главка в поисках Руслана Королева. Новому начальнику Волховского района Александру Праздничному сегодня, как говорят, приходится нелегко — дефицит кадров и местные нравы быстро не ломаются. А лужский начальник Александр Дегтярев напоминает настоящего дореволюционного сыскаря. По словам его подчиненных, он вообще всегда в курсе всего, что происходит на его территории — от сбитого пешехода до результатов осмотра места убийства.   

На другом конце рейтинга огромные и малонаселенные территории Ленобласти. По мере убывания преступлений выстроились Бокситогорский, Волосовский, Сланцевский, Сосновоборский, Лодейнопольский и Подпорожский районы. В последнем, например, тяжкое преступление совершается раз в неделю. Зато работа на таких территориях предполагает, что начальник ОМВД должен знать каждую собаку в любой глухой деревне. Это, если вам так показалось, далеко не просто. Да и жители ближе. Если что не так, могут и высказать прямо на улице.

1 МВД (1).jpg В таблице указаны количество преступлений и динамика к прошлому году

Где дури больше

Лидирует в этой печальной гонке по наркоторговле приграничный Выборгский район. При этом с приростом на четверть. Но и раскрыто преуступлений на десяток больше. Кошельки всеволожских наркодилеров тоже припухли, да на целую треть. По раскрытиям район идет ровно. В Гатчинском, Волховском и особенно Тихвинском районах уголовных дел по наркотикам стало значительно меньше, как, впрочем, и раскрытий. В хвосте таблицы - Подпорожский и Лодейнопольский районы. Любопытно, что в последнем количество уголовных дел на 15 больше, чем в прошлом году. Не иначе, там в уголовном розыске появился кто-то активный. 

Впрочем, реальных объемов наркоторговли эти цифры не отражают - все зависит от позиции начальников УМВД на местах, ретивости оперативников и позиции прокуратуры.

А с последним параметром все плохо. С приходом нового прокурора Ленобласти Бориса Маркова в районы пришло указание возбуждать уголовные дела по тяжкому составу — сбыту наркотиков — даже после составления административного протокола об употреблении гражданином дряни. То же самое касается нетяжкого состава о хранении. Конечно, логично, ведь дурь где-то куплена. Но если следовать этой нити рассуждений, то при задержании в порту контейнера из Колумбии нужно возбуждать уголовное дело по факту сбыта в этой заокеанской стране. На практике это приводит к исчезновению профилактики. Оперативники руководствуются простой логикой: в профите либо административный состав, либо легкий (употребление или сбыт), а в минусе - глухарь по тяжкому. Следовательно, статистика уходит в глубокий минус. Отметим, реальную опасность представляет и то, что на наркотическое опьянение водителей стали реже проверять и в ГИБДД. Там такая же история - показал анализ в крови наркотическое вещество, будьте любезны, возбуждайте сбыт.    

Кстати, настойчивость прокуратуры в этой части, как замечают на местах, происходит с приходом каждого нового областного прокурора. В надзоре апеллируют к тому, что иначе оперативники и вовсе перестанут заниматься сбытчиками.  

Тем не менее, уголовный розыск свыкся с напастью и старается выходить из ситуации математически. Например, берут гражданина с малым весом в кармане, потом идут на контрольную закупку по сбыту и у них получается – одно хранение, один раскрытый  сбыт и, как следствие, один глухой сбыт. Поэтому имеет смыл смотреть только на графу раскрытых. Тем не менее, общая ситуация такая.

3 МВД.jpg В таблице указаны количество преступлений и динамика к прошлому году

Где машины уезжают, не прощаясь

Звероподобная битва с угонщиками ведется на территории Всеволожского района. Так, в 2016 году там угнано под четыре сотни машин, а в прошлом — чуть больше трехсот. Но при этом практически офисом для автоворов стали два рассадника угонов — торговые центры "Мега-Дыбенко" и "Мега-Парнас", принадлежащие компании Икеа. Ощущение, что там давно махнули рукой на исчезающие автомобили. Если в позапрошлом году с этих парковок угоняли чуть ли не раз в три дня, то в прошлом перерыв уже доходил до месяца. На парковках полицейские и угонщики бьются даже прилюдно, благо без стрельбы.       

Под сотню машин украли в Гатчинском районе и чуть более полусотни - в Тосненском. Почти столько же в активном Выборгском. При этом Гатчинский с раскрытиями просел. А в Подпорожском районе - за год два угона. Один из них раскрыт. Милота.

При этом понятно, что 99% угнанных машин и плененных угонщиков - это средний сегмент, то есть то, что идет на разборки и запчасти. Индустрия огромная, но не бином Ньютона. Другое дело угонщики машин премиум-сегмента. За такими ни по квалификации, ни по технологическому оснащению полиции в районах даже близко не подойти. А "угонный" отдел Управления уголовного розыска насчитывает около 30 сотрудников. Его уже десять лет возглавляет полковник полиции Сергей Сушков. Исходя из того, что беда в этом секторе стала обыденностью, этот полковник непотопляем.       

Как пишет Фонтанка, даже в необъятной Москве ситуация не столь плачевна. При этом в столице более драконовские претензии надзирающих органов к разборкам, охране парковок и несравненно более развито видеонаблюдение. Но, по большому счету, в этой индустрии все как при желании похудеть. Главный слоган старый: "Меньше жрать надо". В данном случае имеются ввиду кривые отношения с лидерами угонного мира.

2 МВД.jpg В таблице указаны количество преступлений и динамика к прошлому году

Про то, насколько неоднозначно все с тяжелыми преступлениями, наркоторговлей и угонами в Петербурге, читайте в материалах "Фонтанки.ру". Вкратце скажем, что Ленобласти все же повезло.

Виктор Смирнов,
47news