Арбитраж запретил строительному монстру "Пилон" ремонтировать дороги в Гатчинском районе. На поверхности столкновение с тяжеловесом "Возрождение". Но под дорожным коллапсом лежат останки картельных сговоров. Если так и дальше пойдет, то чиновничье слово обесценится.

Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области 4 июля запретил выполнять контракт на ремонт дорог общего пользования в Гатчинском районе. Контракт стоимостью 185 миллионов рублей был подписан 19 июня между казенным учреждением "Ленавтодор" и ЗАО "Пилон". Решение было принято по жалобе крупной компании "Возрождение". Конфликт начался с того, что "Возрождение" победило в конкурсе, но заказчик, в лице "Ленавтодора", отказался заключать контракт, сославшись на недостоверные сведения, указанные победителем в части материалов. Контракт был заключен с другим серьезным игроком – компанией "Пилон", которая заняла второе место.

Для точности скажем, что спорные миллионы должны быть потрачены на ремонт: участка с 36 до 38 километра дороги "Стрельна — Кипень - Гатчина". Окончание работ запланировано на 31 июля нынешнего года. Стоимость 23 миллиона. Участок с первого по шестой километр дороги "Подъезд к поселку Тайцы" и участок с 3 до 10 километра дороги "Елизаветино - Скворицы" должен быть сдан до 31 июля следующего года. Стоимость — 85 и 79 миллионов соответственно. Заметим, что "Ленавтодор" такой разбег по времени не может не радовать, ведь сколько продлится тяжба в арбитраже, никому не известно. Но уже ясно, что заседание суда назначено на 28 августа.

Напомним, что в конце мая за шесть лотов на текущий ремонт и четыре на дорожную разметку общей стоимостью 1,3 миллиарда рублей в Ленобласти началась настоящая процессуальная война. Стороны даже пошли на публичную пикировку и продолжают обмениваться смелыми комментариями, вовлекая в это УФАС и даже Законодательное собрание Ленобласти. Пока же почти половина дорожных контрактов заблокирована в судах.

47news спросил председателя областного комитета госзаказа Андрея Клементьева, почему заказчик забраковал документы победителя.

- ​ Ваш комитет же их проверял и допускал к участию, это не в вашу сторону камень? - спросил 47news.
- ​ По техническим моментам комитет не всегда успевает получить ответы на запросы производителям, - ответил чиновник.
- Как их столь быстро смог получить "Ленавтодор"?
-​ Не знаю. Знаю только одно, если не дай бог, что-нибудь случится, - мост обрушится, например, то следователи дойдут до заказчика. Он несет ответственность и вправе выбирать подрядчика.

Еще одним вопросом, который уже устали обсуждать в коридорах правительства Ленобласти, стала медлительность, с которой разыгрывались аукционы. Если в Петербурге многие из них отыграли еще в начале года, то в Ленобласти, как всегда, затянули до последнего. Один из собеседников в правительстве объяснил: "Вплоть до апреля все маялись с новой "Единой информационной системой", в которую госзаказчики должны были вносить массу данных, в том числе трехлетний план закупок. Это был ад. У кого получалось, то это был праздник. Тем более, почти два месяца система почти не работала. Добавил радостей и комитет финансов, который включил финконтроль всех закупок", - отметил собеседник.

А руководитель "Ленавтодора" Денис Седов лишь отметил, что в Ленобласти поздно принимается бюджет. "Без полного финансирования мы даже права не имеем разыгрывать контракты. Пытаемся как-то повлиять, что-то вроде сдвигается", - без особой, впрочем, надежды отметил Седов.

Возвращаясь к противоборствующим сторонам, то, по данным "СПАРК-Интерфакс", петербургская компания "Пилон" показала за 2015 год 100 миллионов чистой прибыли при обороте 4,2 миллиарда рублей. В Ленобласти строит путепровод на подъезде к Гатчине стоимостью 985 миллионов рублей. В августе по нему должно быть запущено движение. Кстати, за этот контракт она активно боролась с другим строительным монстром "АБЗ-Дорстрой". Также "Пилон" строит автодорожный путепровод на перегоне "Таммисуо - Гвардейское" участка дороги "Выборг - Каменногорск" стоимостью 920 миллионов.

В Петербурге у "Пилона" не менее масштабные проекты. Чего стоит только новая развязка Дунайского и Пулковского проспекта. Если точнее, то стоила она 11,5 миллиарда рублей. Недавно этим объектом заинтересовалось ФСБ. Контрразведка также посмотрела на отходы, свозившиеся со строительства развязки. На днях эти события сместились в забавную сторону Красного Бора.

"Возрождение" тоже не средний бизнес. В 2015 году показало оборот 2,4 миллиарда рублей. Помимо контрактов в Петербурге, у компании есть опыт работы на строительстве дорог, мостов, тоннелей и эстакад в Таджикистане. Сумма контрактов там приближалась к миллиарду долларов. Из последних крупных контрактов - достройка Поклонногорского путепровода в Петербурге стоимостью 1,4 миллиарда рублей. В Ленобласти "Возрождение" ранее не работало.

47news спросил у представителей компании "Возрождение", пыталось ли руководство компании неформально договориться с "Ленавтодором" и комитетом госзаказа при заходе на областной рынок. На что получили предсказуемое "нет". К сожалению, 47news не удалось связаться с Мевлуди Блиадзе, которого называют фактическим владельцем компании "Пилон". На звонки и смс он не ответил.

Все же 47news уверен, что сегодня большинство крупных бизнесменов так или иначе ведут предварительные переговоры с госчиновниками перед выходом на крупные конкурсы. Как, впрочем, и чиновники не падают в обморок от встреч вне кабинетов с предпринимателями. А то, что и те, и другие категорически отказываются об этом говорить, - так это просто этикет.

По словам опрошенных бизнесменов, раньше, как впрочем, и во все мире, перед конкурсами практиковалась система картельного сговора. Было время, и это было удобно. Встретились, договорились. Кто на каком конкурсе и на сколько будет падать. Но денег на рынке стало меньше, чиновники чаще стали не выполнять обещания, и капиталисты перестали друг другу доверять. А если исчезает устное право, то есть понятия, то наберет обороты сила официальных претензий друг к другу, разбираемых в УФАС и арбитражах. При таких механизмах подковерная роль чиновника слабеет. Значит, и цена договоренностей с ним снижается.

К тому же на такие баталии, как у "Возрождения" с "Пилоном", смотрят как сопоставимые им игроки, так и прочие компании. А прецеденты рано или поздно превращаются в традицию.

Другой опрошенный бизнесмен увидел в надвигающейся схеме риск для компаний, которые демонстративно играют по официальным правилам.

- У власти остается серьезный рычаг – это приемка работ. И когда придет срок, то выскочкам пощады не будет. Принимать работы начнут по формальному признаку, до последнего камушка. Правда, за этим тоже, скорее всего, последуют экспертизы и суды, - закруглил он с некоторой безнадежностью.

В этом момент журналисту пришло в голову перефразировать старую русскую присказку о двух отечественных бедах. Сегодня она звучит так: "Суды и дороги".