Шесть адвокатов не помешали суду отмерить председателю совета директоров компании "Усть-Луга" Валерию Израйлиту еще три месяца тюрьмы ФСБ. Может, он думает о той сотне миллионов, а может, вспоминает штамп НКВД на вафельном полотенце.

В последний раз автор статьи встречался с Валерием Израйлитом больше двух лет назад. Тогда сидящий в зале совещаний правительства Ленобласти бок о бок с губернатором председатель совета директоров компании "Усть-Луга" рассказывал, что компания "себя исчерпала". Находящийся в нескольких метрах от Израйлита корреспондент 47news услышал философское: "все хорошее когда-то заканчивается".

Сложно не оценить иронию этой фразы. Ведь сегодня, 19 апреля, меня и Израйлита вновь разделяли несколько метров. Но к незначительному расстоянию добавились прутья решётки, окружающей скамью подсудимых в зале Дзержинского районного суда Петербурга. Фемида рассматривала — оставить ли бизнесмена в камере следственного изолятора ФСБ, что на Захарьевской улице, или поздравить с домашним арестом.

Здесь напомним — Валерий Израйлит был арестован за пару дней до наступления нового, 2017 года. Его подозревают в особо крупном мошенничестве. Сначала СМИ услышали о выводе за рубеж 1,5 миллиарда рублей. Позже правоохранители конкретизировали претензии 212-ю миллионами. По мнению следствия ФСБ, государственные деньги ушли через "Усть-Лужскую проектно-инжиниринговую компанию" (УЛПИК), которая, не без согласия Израйлита, завышала сметы на работы в областном порту. Правда, сейчас лично бизнесмену следствие предъявило только 93 миллиона, предположительно, добавленные к реальной стоимости закупленных труб.

видео 47news

Итог судебного заседания вряд ли можно считать неожиданным, ведь даже неискушенным трудно было не оценить намеки, посыпавшиеся с самого начала. Так, несмотря на старания шести адвокатов, суд не разрешил областному мультимиллионеру (Израйлит прописан в небогатой кингисеппской Ленрыбе, а живет в элитном всеволожском поселке Медное Озеро) пересесть из стальной клетки в зал. Затем, согласившись со следователем ФСБ и прокурором, посчитавшими, что на заседании можно услышать секретное из оперативно-розыскных материалов, судья Ольга Андреева решила провести его в закрытом режиме. И вот почти через шесть часов ожидающие в коридоре близкие бизнесмена и журналисты узнали - Израйлит останется в камере еще как минимум три месяца.

Опять же по иронии, против Валерия Соломоновича сыграла его значительность. Суд принял доводы следствия, заявившего, что арестованный не проживает по месту прописки в пролетарской Ленрыбе, владеет самолетом и может оказывать давление на свидетелей. А еще имеет большие суммы денег, правда, не обнаруженные следствием.

"Доводы следствия в пользу продления меры пресечения являются надуманными и не подтверждаются материалами дела. Самого преступления в принципе не было, так как контракт, в ходе которого якобы похищались денежные средства, был заключен на фиксированную сумму "под ключ". То есть завышения стоимости по договору не могло быть. А никаких претензий после окончания строительства объекта не поступало", - считает адвокат арестованного бизнесмена, руководитель уголовно-правовой практики коллегии адвокатов Pen&Paper Алексей Добрынин.

Для тех, кто еще не знает - ОАО "Компания "Усть-Луга" создано в 1992 году для строительства одноименного порта. Валерий Израйлит стал гендиректором предприятия в 1999 году, шесть лет спустя возглавил его совет директоров, председателем которого, судя по официальному сайту, остается и ныне. В настоящее время 20,99% компании принадлежит правительству Ленобласти.

Присутствовавшему до закрытия заседания в зале суда корреспонденту 47news трудно было не отметить полнейшее спокойствие 54-летнего бизнесмена. Впрочем, в камеру Израйлит попадает уже четвертый раз. Другое дело, что те истории давние.

В 1983 году он был приговорен к трем годам лишения свободы за незаконные валютные операции. Через четыре года вновь на год попал в колонию за случайный наезд с отягчающими. А в апреле 1991 года  оказался в камере того самого изолятора, где находится сейчас. Просто тогда его арестовывала следственная служба КГБ СССР, и за контрабанду. Потом приговор - 4 года, хотя в форносовской колонии он провел меньше.

На вопрос судьи Андреевой о наличии судимостей Валерий Соломонович решительно ответил "не имею". Безусловно, с точки зрения юриспруденции, Валерий Соломонович чист перед отчизной - три его судимости патологически погашены.

Раз уж суд решил, что в его обвинении есть что-то секретное, то так тому и быть. Так что нам не удалось задать ему спокойный вопрос: "В интерьерах изолятора что-то изменилось?".

Придется ответить за него: "До сих пор немыслимо, чтобы охрана тебе "тыкнула". И готовить на десятерых вкуснее, чем на ту ораву в "Крестах". Когда входишь во внутреннюю тюрьму ФСБ, бросается в глаза казарменная скромность и чистота. А в помещении, где ожидают адвокаты, вы можете увидеть арт-объект – советские весы. Да, те самые, которые стояли когда-то в каждом продмаге, с гирьками. И это не дань прошлому. На них взвешивают передачи. Вот так там внутри, все стабильнее, чем кажется оппозиционерам. Зато, какая там у них библиотека – закачаешься. Она ведь с обысков тридцатых годов копится".

Мило так рассуждая, можно даже предположить, что обвиняемому Израйлиту выдали при приемке чистое, белоснежное, накрахмаленное, вафельное полотенце. А на нем он увидел немного потухший чернильный штамп – "Санаторий НКВД им. Джузеппе Гарибальди".

- Все по-прежнему, - грустно улыбнулся Израйлит, глядя на этот санаторий.

Другое дело, что тогда не столько девки были молодые, сам он пах улицей. Сегодня же сидеть миллиардеру вреднее.

Артем Шалякин,
47news