Спустя 23 года компания "Усть-Луга" закрывается, отрапортовав — порт построен. Имущество передано наследникам вместе с миллиардными кредитами. Говорят, на долги хватит. Губернатор Дрозденко одобряет. Валерий Израйлит уверяет, что активы никто не выводит.
 
Губернатор Александр Дрозденко и председатель совета директоров ОАО "Компания "Усть-Луга" Валерий Израйлит 5 февраля совместно заявили — история строительства порта "Усть-Луга" завершена. Двумя днями ранее такое решение было принято советом директоров компании. На нем постановили - контракт с Министерством транспорта РФ №6-3/2000 от 15 июня 2000 года фактически завершен.
 
Официально, по меньшей мере, 200 миллиардов рублей инвестиций в строительство, вложенных в рамках первого в стране масштабного государственно-частного партнерства, не пропали даром. Уже сейчас порт Усть-Луга самый крупный по грузообороту на Балтике. В нем работают 12 морских терминалов и нефтебаза. В прошлом году грузооборот порта составил 76,4 миллиона тонн, обработано 144,8 тысячи автомобилей и 106,8 тысячи контейнеров.
 
Таким образом, изначальная идея правительства РФ от 1992 года была превзойдена. Тогда планировалось только создание высокопроизводительных комплексов для перевалки массовых грузов — угля и минеральных удобрений. Для этих целей в том же году была зарегистрирована компания "Усть-Луга".
 
Объявление о завершении проекта последовало за тревожными новостями. В конце января стало известно, что банк "ВТБ" обратился в арбитражный суд, желая взыскать с "Усть-Луги" 600 миллионов рублей за кредит, взятый компанией в 2010 году.
 
Под ударом оказались и деньги правительства Ленобласти, выступившее гарантом кредитных обязательств. Позже в правительстве сообщили, что намерены заключить мировое соглашение с банком, а подачу иска назвали "техническим моментом", необходимым для заморозки процентов и пени по кредиту.
 
Как выяснил 47news, в руководстве компании ее деятельность решено свернуть, активы продать, а вырученные средства отдать за долги.
 
"Мы считаем, что компания свою задачу выполнила. Она создавалась для строительства инфраструктуры — зданий, причальных стенок и все этапы на сегодняшний день исполнены. А проданных активов должно хватить", - одобрил решение директоров "Усть-Луги" губернатор.
 
При этом глава региона добавил, что, скорее всего, долг банку ВТБ будет реструктуризован.
 
Кстати, всего долгов у "Усть-Луги" оказалось больше миллиарда, но, беседуя с прессой, Валерий Израйлит отметил, что остальные кредиторы судиться не пытаются, а выполнением долговых обязательств довольны. (Журналисту показалось, что на этой фразе голос топ-менеджера слегка дрогнул).
 
Как с интересом узнал 47news, особых финансовых достижений от "Усть-Луги" не ждали. И дело не только в финансовых трудностях конца 2014 года, помешавших, по словам губернатора, компании отдавать кредит. Как подчеркнул Израйлит, "Усть-Луга" не имеет операционной прибыли, то есть не получает доход постоянно. Прибыль девелоперу приносила поэтапная реализация строящихся объектов порта. Если в 2009-2010 годах чистый доход значительно превышал сто миллионов рублей, то в 2012 едва перешагнул за 20. Ну а в 2013 уже заговорили о проблемах, которые связывали с претензиями мультимиллиардера Геннадия Тимченко. Тогда компания "Усть-Луга" показала убыток на сумму свыше 600 миллионов рублей.
 
Отвечая на вопрос корреспондента 47news о финансовой деятельности в году минувшем, Израйлит сказал, что по предварительным данным, "Усть-Луга" вновь в плюсе. Но вот неравномерность получения доходов помешала заплатить ВТБ. За четыре финальных месяца года ни одной сделки компания не заключила, и денег на счетах не нашлось.
 
Впрочем, и финансовую дыру 2013-го председатель совета директоров называет технической. С 2012 года "Компания "Усть-Луга" реструктуризируется и передает свои активы вновь созданному ОАО "Транспортно-логистический комплекс" (ТЛК), с тем же составом акционеров. Уже сейчас ТЛК получила достояния на сумму около 6 миллиардов рублей. И примерно столько же долгов по кредитам. На этом моменте акцентировал внимание собравшихся Израйлит, отметив, что унаследование долгов говорит именно о "передаче", а не о "выводе" активов.
 
На момент начала реструктуризации предполагалось, что передав транспортно-логичтическую составляющую ТЛК, "Усть-Луга" продолжит заниматься девелопментом портовой и индустриальной зоны. Однако теперь журналист услышал о закрытии.
 
"Сама компания "Усть-Луга" себя исчерпала, все задачи выполнены. Все хорошее когда-то заканчивается", - философски отметил Израйлит.
 
- Хорошее для кого? – захотел было громко спросить журналист, но в атмосфере спокойного финала это выглядело бы как хамство.
При этом он добавил, что дочерние компании "Усть-Луги", такие как "ПортЖилСтрой", возводящая город для работников порта, продолжат самостоятельно заниматься развитием индустриальной зоны и девелопментом прилегающих территорий.
 
Собравшиеся говорили плавно, грамотно и чинно. Но когда журналист уходил, ему вспомнился старый итальянский детектив. Весь фильм герои пытаются добиться правосудия, но в конце им вежливо говорят: "Следствие закончено, забудьте".  
 
Артем Шалякин,
47news