Руководитель Выборгского района Орлов настолько незаменим, что остаётся навечно, зато его друг и #нехозяин Петров теперь вне политики. Местные элиты таковыми больше считать нельзя, но и на болтовню активистов отныне не реагируют. Так губернатор Дрозденко отметил 370 дней со дня самого громкого в своей истории митинга. Кстати, ему страшно надоело.

Выборг ждал приезда губернатора Александра Дрозденко год. Прошлой весной здесь случилось то, что когда-нибудь в учебниках по истории Ленобласти будет стоять в главе под названием "выборгская весна". Тогда сотни рассерженных горожан вышли протестовать против местной власти и высокой платы за отопление.

Во вторую пятницу марта-2017 в Петербурге шёл снег и дождь, как, впрочем, и в любое другое время года. Глава региона воспользовался ежегодным отчётом главы администрации района Геннадия Орлова как поводом для посещения Выборга.

Журналист 47news воспользовался случаем для того, чтобы спустя ровно 370 дней после самого масштабного в современной политической истории Ленобласти митинга, пусть коротко, но поговорить с Александром Дрозденко о выборгских.

К тому же, в его служебном Volkswagen сухо и тепло.

др.jpg фото: пресс-служба губернатора и правительства Ленобласти

- Разговаривала не с одним человеком и из числа районной администрации, и местных жителей. Все ждут, что вы едете в Выборг не просто так, а чтобы снять Орлова.

- Это глупости.  Если бы я хотел его снять, сделал бы это в прошлом году. Наверное, никто не знает, но и он был в ту пору к этому готов, приехал, написал заявление об увольнении. Но я не должен создавать своими руками себе проблему. Это как с выборами спикера (ЗакСа – прим. ред.). Мы все привыкли к Бебенину, если у него и есть отрицательные черты, то в интригах точно не замечен. Всё хорошо с Бебениным, зачем его менять?

- Сравнить Бебенина и Орлова – это сильно.

- Хорошо, давайте сравним с машиной. Вот есть у меня машина, пусть не новая, но приличная. Мне скажут – "давайте купим Ferrari". Давайте. А дальше что? Я должен задаться вопросом, а сколько человек в неё поместятся, можно ли в ней ехать по просёлочной дороге?

- Но всё же есть запрос на обновление.

- А вот тут у меня к вам вопрос, на кого его менять? Давайте, назовите фигуру, чтоб и управленец грамотный был, и чтоб в авторитете у местной власти был.

- Сложно, понимаю. Единственная фамилия, которую в кулуарах периодически называют – это Нерушай (председатель комитета по малому бизнесу – прим. ред.). Была замом Константина Патраева (экс-глава администрации Выборгского района – прим. ред.). Говорили, она может потянуть, но вроде как местная элита её не особо хочет возвращать.

- Фамилию Нерушай мне называл Патраев, мы иногда с ним общаемся. Но Костина проблема в том, что он себе людей подбирал исходя из принципа личной преданности. У меня другой подход, иначе бы в правительстве работали одни кингисеппские. Мне нравится первый зам Орлова, Рошкович. Вот он грамотный, но не авторитет для выборгской власти. 

- Авторитет в Выборге в вашем понимании - это кто?

- Это человек, которого поддержат микроэлиты. Подчеркну, не элиты, а микроэлиты, никаких элит в широком понимании этого слова в Выборгском районе больше нет. Знаете, легко вводить новых людей, со стороны, только туда, где нет монолита.

- Как во Всеволожске, где много группировок?

- Да, во Всеволожске нет монолита, и то ведь посмотрите, как тяжело Низовскому. Хотя он действует правильно, сам не из "Пионерской зорьки", базовые знания есть. Но местные группы постоянно тянут то одну, то другую проблему. В Лужском районе было легко, когда мы Малащенко заводили, районные власти были похожи на голеньких в баньке – половина напугана, половина сидит.

Возвращаясь к Орлову, плюс ко всему, он очень амбициозен. Иногда переживает из-за того, из-за чего бы даже я не стал переживать. Человек неравнодушен к своей работе, это ведь важно.

- Мы сейчас говорим о восприятии власти властью. Как насчёт мнения тех людей, что выходили на Петровскую площадь, вам совсем неважно, что они думают?

- Тут у меня к вам претензия. В этом году тарифы на отопление в районе ниже, чем в прошлом, а вы об этом не говорите.

- Так люди молчат, и мы молчим.

- Вот-вот. Снижение тарифов – это мой первый аргумент. Ещё один – Орлов вкладывается в благоустройство и домов, и исторической части, идёт ремонт лифтов, началась реставрация зданий. Всё, что просили люди в прошлом году на митинге, исполнено. Назовите хоть один пункт, где не пошли на уступки?

- Кадровые перестановки. Хотя нет, Орлов сначала уволил своего зама по ЖКХ Самойленко, переставил его на пост директора "Водоканал", а потом тоже уволил.

- Вот.

- У вас периодически не появляется чувства, что власти Выборгского района уверены, что живут за крепостной стеной, и не понимают, что мир поменялся? Больше не нужны рыцари в доспехах для взятия замка, достаточно местных жителей с айфонами, которые щёлкают все недостатки и выкладывают в сеть.

- У меня, конечно, есть такое чувство. Сам Орлов всё это понял недавно, после последних выборов. Я ему объяснил, что люди стали другими, и относиться к ним надо по-другому. Кажется, единственный, кто не понимает, насколько поменялся мир – это депутат Олег Петров. Не получается у него управлять фракцией ("Единая Россия" - прим. ред.). Но не мне одному решать, менять его или нет. Он до сих пор считает, что выборгские могут диктовать условия правительству, как надо работать…

- Периодически мы пишем, что другой Петров, Александр, не просто депутат, а хозяин района. Недавно задумалась, насколько это верно юридически. Так вот, выборгские настолько откровенны, что даже анализировать не надо – на нём и его ближнем круге прямо настолько много чего записано, от топливной компании до обувных мастерских. Это вас не смущает?

- Это всё уже в его собственности, я не имею право вмешиваться в частные дела. У нас с ним был разговор, и он пообещал, что в политику больше не играет, только бизнес. И слово своё держит. С Орловым кризис миновал, если хотите красиво, то я его не сдал и не собираюсь.

- Пару месяцев назад были серьёзные разговоры, что сын Орлова, Алексей, возглавит комитет по молодёжной политике. Почему же этого не произошло, раз такое взаимопонимание?

- Я собираюсь менять председателя по молодёжке, это правда, и нынешний руководитель Иванов это знает. Ему 48 лет, какая молодёжь? К тому же работает ведь он не плохо, все претензии, что были, сняты. Ему надо расти, и у него есть все внутренние возможности занять должность повыше. При смене мы всегда смотрим на замов, вероятно, слухи пошли оттого, что мы вызывали Орлова-младшего на собеседование. Пока определённости у меня нет, подождём, будет видно.

- Недавно Светогорск, благодаря главе администрации Давыдову, стал самым известным городом страны. На ваш взгляд, такие истории должны появляться или нет?

- Двоякое отношение. Город получил пиар, может, для территории это и хорошо, вся страна теперь знает, что есть Светогорск. С точки зрения управленческой элиты, не знаю, как бы к Давыдову не прилип этот образ гееборца.

- Если посмотреть на новости, практически единственным источником являетесь вы. Не надоело?

- Страшно надоело, это ведь тяжело, неправильно, и потому всем замам говорю, чтоб активней рассказывали о своей работе обществу, это будет работать на имидж региона. Касательно Светогорска, меня больше волнует монополизм местного коммунальщика Исаева, Давыдову надо с ним начать бороться, иначе мы внимательней взглянем на него самого.

зал.jpg фото: пресс-служба губернатора и правительства Ленобласти

Дальше были непередаваемые 60 минут выступления Геннадия Орлова со сцены, за которые он успел рассказать обо всех видимых ему успехах. В зал, где год назад кричали на того же Орлова, согласно формату, пригласили руководителей всех поселений, сотрудников администрации района и немного самых активных жителей. Александр Петров с сыном Виталиком пришли одними из последних, но и для них нашлось два местечка.

Слова Орлова звучали настолько монотонно, что у слушателей в голове фразы, слившись одна в другую, превращались в сумбур вроде "… наши спортсмены подарили нам славу самого спортивного района… благодаря этому производство яиц развивается на передовом уровне…".

Жизнь началась после записок из зала, когда активистка Надежда Бударина, в прошлом году организовавшая митинг, спросила, почему, несмотря на претензии к "Управляющей компании по ЖКХ", она осталась ресурсоснабжающей организацией.

- Нам нужна единая организация, иначе в Выборге тариф будет 2600, а в Каменногорске, где угольная котельная, 8600, - повторил прошлогоднюю формулу Орлов.

Аналогичный вопрос был задан и Александру Дрозденко, также у него поинтересовались, почему депутат из Светогорска Исаев "не передаёт акции "УК по ЖКХ", не выполняя ваше же поручение".

- Орлов же вам объяснил, что компания в районе должна быть единая, а насчёт Исаева мы разберёмся, я этой ситуацией занимаюсь, - тут уж он почти закончил, но продолжил весьма бодрым тоном: - Нужно наводить порядок так, чтобы не сорвало крышку. Это как у хозяйки, когда она варенье закручивает, крышку от банки может сорвать. Мы не хотим совсем остаться без компании.

- Каждый человек должен эволюционировать. Сегодня работает эта компания, и хуже, чем в прошлом году, она точно не работает. А вот чудес точно не бывает. Пока, кроме болтовни, реакции от общества нет никакой. А на болтовню мы реагировать не будем. (В этот момент из зала раздались крики).

Всё же Дрозденко стойко стоял на своём:

- За этот год администрация прошла непростой путь, и того Выборга больше нет. Конечно, мои заместители в прошлом году предлагали мне кардинально подойти к вопросу. Но другого руководителя Выборгского района у меня нет. Хотя никто не вечен, конечно, но сейчас это так. Здесь ситуация гораздо стабильней, чем в том же Всеволожском районе, здесь не лихорадит. Так что я ставлю Орлову оценку "четвёрка с минусом", - ответил сразу всем Дрозденко.

После этого Геннадий Орлов, сияя, раздавал почётные грамоты лучшим предприятиям района. Список был длинный, но среди них были "РАСЭМ", "ВТК" и прочие, принадлежащие Александру Петрову и его компаньоном.

Зал аплодировал в едином порыве. Корреспондента 47news удивил лишь самый спокойный вице-губернатор, строительный Михаил Москвин, которого мы привычно называем роботом, а он нам это разрешил. Долго смотрел на сцену, а во время вручения дипломов взял и вышел.

Кстати, несмотря на противную погоду в Петербурге, в Выборге весь день светило солнце. Некоторые верят, что выборгские могут и это.

Юлия Гильмшина,

47news