Обыски в Севзапуправтодоре завершились арестом бизнесмена, оценившего землю для трассы М-11. Следствие полагает, что 33 миллиона рублей государство заплатило напрасно. А ведь друг пропавшего руководителя ведомства как кот Матроскин — сначала купил нужное, а уже потом его продал.

Маркировка "М-11" в очередной раз очередной раз создало федеральную новость. Правда если неделю назад информационный повод дали субподрядные организации, работающие над строительством платной трассы М-11 "Москва-Петербург" к ЧМ-2018, пригрозившие остановить стройку из-за миллиардных задолженностей генподрядчика, то на этот раз ньюсмейкерами стали контрразведчики. А речь пойдет о трассе "Нарва", что пока имеет такую же маркировку - М-11.

В минувшую пятницу, 27 января, оперативники Транспортной службы УФСБ по Петербургу и Ленобласти, вместе со следователями из городского Следкома, провели обыски в ФКУ "Севзапуправтодор". Как водится, не без поддержки спецназа "Град". Одновременно контрразведчики навестили дом экс-руководителя этого дорожного ведомства Валентина Иванова во Всеволожском районе Ленобласти, офис занимающейся землеустройством компании "Геосервис" на Малом проспекте Петроградской стороны и жилище её владельца и директора Павла Конашенкова. Последний был задержан, а на следующий день арестован по подозрению в мошенничестве в особо крупном размере. Сегодня 47news выяснил подробности дела, а заодно и узнал, как оно связано со смешной взяткой и любителями бензина Neste.

Как говорил герой популярного советского мультфильма кот Матроскин, для того, чтобы продать что-то ненужное, сначала надо купить что-то ненужное. Ну, а если о государственном, то получается наоборот: что может быть нужнее для срочно строящейся федеральной трассы, чем земля, по которой она пройдет.

Здесь уместно отступить чуть назад и вспомнить, как летом прошлого года та же транспортная служба УФСБ задержала заместителя начальника управления земельно-имущественных отношений Росавтодора Тимофея Мещерякова и начальника отдела имущественных отношений Севзапуправтодора Владимира Чернуху. Хотя чиновников обвинили во взятке (коммерческие фирмы оплачивали им и членам их семей бензин на АЗС Neste), подчеркнем, что главные слова здесь все же "земельный" и "имущественный". Фирмы, перечислявшие сотни тысяч рублей на электронные карты чиновников, занимались оценкой земельных участков, выкупаемых Автодором для строительства трасс. Фонтанка.ру уже тогда выразила мнение — дело о взятке лишь повод для чекистов зайти с обыском в кабинеты ведомств и получить необходимые документы.

Как стало известно 47news, 17 января петербургский Следком выделил из состава уголовного дела по взятке новое - по 4 части 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере). Следствие предполагает, что некая группа лиц еще в 2012 году абсолютно точно знала, как будет проводиться реконструкция трассы М-11 "Нарва" в части подъезда  к порту Усть-Луга в Котельницком поселении Кингисеппского района. Так, в июне 2012 года в Петербурге было зарегистрировано ЗАО "Котельское". Единственный владелец и руководитель этой фирмы с уставным капиталом 10 тысяч рублей - Диляра Ивашко. Компания приобрела восемь участков, которые в дальнейшем удивительно точно попали под маршрут строящегося подъезда к порту.

За полгода до этого бизнесмен Павел Конашенков зарегистрировал ООО "Геосервис", что должно была заниматься землеустройством. Эта фирма и оценила земельные участки ЗАО "Котельское" и расположенные на них объекты почти в 40,4 миллиона рублей. В декабре 2014 года сумма покинула счет Севзапуправтодора, а дорожное ведомство получило котельскую землю.

Но вот у следствия есть свой взгляд на эти обычные на вид события. Так, в Следкоме полагают, что ЗАО "Котельское", в 2015 году переименованное в ООО "Экоагропродукт", с самого начала находилось под контролем Конашенкова. Ну, а реальная стоимость участков не превышала 7 миллионов рублей. То есть примерно 33,4 миллиона — это особо крупный ущерб, нанесённый государству.

Ну, а далее уже следуют штрихи, немного оживляющие скупой язык официальных документов. Так, Павла Конашенкова люди, знакомые с рынком, называют давним другом Валентина Иванова, что с 2008 по 2013 год был главным инженером Севзапуправтодора (а, значит, точно знал всё про будущие трассы), а с 2013 по 2016 год руководил этим ведомством (то есть давал распоряжения перечислять деньги подрядчикам).

С арестованным Мещеряковым Конашенков тоже был знаком — в 2014 году он неоднократно ездил с ним в поездах между Петербургом и Москвой. Что же касается 49-летней экс-владелицы земельных участков Диляры Ивашко, то она считается дальней родственницей Конашенкова. В общем, тесный круг непосторонних людей.

"Сам купил, сам оценил, сам продал в разы дороже", - усмехнулся один из наших собеседников в правоохранительных органах.

Кстати, Конашенков и Иванов раньше часто вместе путешествовали за границей. А как сообщили 47news коллеги Иванова, сразу после задержания друга он практически мгновенно уволился с занимаемой должности заместителя директора московского ФКУ "Росдортехнология". В тот же день телефоны Иванова были выключены, и его нынешнее местоположение не ясно. Не исключено, что бывший руководитель Севзапуправтодора вновь отправился в заграничное путешествие, но на этот раз в одиночестве.

В пресс-службе ФКУ "Севзапуправтодор" комментировать прошедшие обыски ожидаемо отказались. Но, как и коллеги с "Фонтанки.ру", мы можем смело предсказывать — эти мероприятия вряд ли станут последними. Ведь в следствии есть уверенность, что "котельская" земельная схема была не единственной.

Артем Шалякин,
47news