Строители платной трассы М-11 вышли на дорогу с протестом. Они утверждают — итало-турецкая компания ICA задолжала им более 4 миллиардов рублей. Десятки небольших фирм не хотят в банкротство и остановят стройку. Так трасса может и не успеть к ЧМ-2018. 

Днем понедельника, 23 января, подрядчики строительства платной трассы М-11 "Москва - Петербург" едва не создали федеральную новость. Они намеревались перекрыть для проезда одну из дорог в Тосненском районе Ленобласти, протестуя против задолженности со стороны генподрядчика строительства — итало-турецкой компании "Асталди-Ичташ" (ICA). Предотвратили акцию сотрудники ГИБДД, настоятельно попросившие водителей убрать стоящие на обочине машины.

Сначала в СМИ сообщили, будто протестующие хотели перекрыть федеральную дорогу А-120 "Южное полукольцо". Но позже координатор акции, президент ассоциации "Грузавтотранс" Владимир Матягин уточнил, что грузовики должны были заблокировать технологический съезд с М-11 на участок дороги, ведущий от Тосно в Гатчину. Тем самым фактически остановить стройку. По словам Матягина, к акции намеревались примкнуть около 20 компаний, задействованных в строительстве трассы. Ну, а суммарная задолженность ICA за уже выполненные субподрядчиками работы — свыше 4 миллиардов рублей. 

Напомним, что скоростная платная трасса между столицей и Петербургом должна быть построена к Чемпионату мира по футболу 2018 года. Концессионное соглашение о её финансировании, строительстве и эксплуатации на платной основе между государственной компанией "Автодор" и концессионером ООО "Магистраль двух столиц" было заключено 18 ноября 2014 года. По территории Тосненского района Ленобласти пройдет около 140 километров этой трассы. Генподрядчиком строительства участка была выбрана ICA, уже построившая новый терминал аэропорта "Пулково" и завершившая центральный участок ЗСД. 

По словам Матягина, от действий турецкой компании пострадали такие известные игроки строительного рынка Петербурга и Ленобласти как "А-Проект", "АБЗ-Дорстрой", "Дорстройинжиниринг", "ЦБИ-Гепард" и поставляющая на стройку нерудные материалы "Группа ЛСР". Ну, а небольшие компании, работающие на субподрядах или задействованные в перевозках, исчисляются многими десятками, если не сотнями. Причем, если для тяжеловесов рынка задержки выплат не критичны, то "малышей" многомесячные неуплаты ведут к банкротству.

"Генподрядчик перестал оплачивать работы еще в августе прошлого года. Причина — "Магистраль двух столиц" отказывается принимать выполненные работы на сумму более 20 миллиардов рублей. Якобы у итало-турецкой компании не готова исполнительная документация. Из 800 миллионов рублей, которые "Автодор" обещал оплатить до конца прошлого года, ICA получила лишь 200. Они, в основном, достались крупным фирмам и не дошли до небольших субподрядчиков. Люди остались без денег на Новый год, многие фирмы уже на грани разорения. Вот мы и пытаемся привлечь внимание к проблеме, которая, без преувеличения, грозит всему строительному и транспортному рынку Петербурга и Ленобласти", - заявил Матягин.

Руководитель компании-перевозчика "КолаАвиаГарант" Евгений Актеев рассказал журналисту, что накануне новогодних праздников был вынужден заложить в ломбард собственную иномарку, чтобы заплатить сотрудникам. "Мы возили на М-11 песок и щебень. Сначала всё было хорошо, но в августе деньги поступать перестали. Сейчас долг перед нами со стороны ICA — свыше 10 миллионов рублей. Если ситуация не изменится в ближайшее время, мы вместе с другими пострадавшими заблокируем строительство трассы и будем требовать смены генподрядчика", - пригрозил он. 

"Мы работали с ICA еще на терминале "Пулково" - было хорошо. На ЗСД - чуть хуже. Ну, а на М-11 — беда, оплаты прекратились в сентябре и долг перед нами за выполненные работы и поставленные материалы уже превысил 200 миллионов рублей. А ведь у нас и кредиты, и лизинг, и зарплаты рабочим мы платим. Ну, месяц потерпеть можно, а два - уже с большим трудом. Только сейчас уже идёт пятый", - возмутился совладелец компании "Доринжиниринг" Сергей Курбанович.

По мнению собеседников 47news, хорошо разбирающихся в особенностях дорожного строительства, итало-турецкий консорциум подвели сразу несколько факторов. Например, у ICA нет опыта полномасштабного строительства дорог столь значительной протяженности. В результате, этапами работы были определены слишком большие по длине куски, на которые потребовалась масса исполнительной документации. "Строят они действительно хорошо, а сдать не могут, путаются в документах. Кроме того, это первый опыт строительства подобной дороги в России иностранным консорциумом — он слишком неповоротлив, каждое решение многократно приходится согласовывать в иностранном руководстве. Ну, и мы, конечно, ничего не узнаем о возможных неформальных отношениях с заказчиком работ и возможных же конфликтах в закулисье", - дал оценку ситуации один из специалистов.

Разумеется, мы попытались узнать мнение и другой стороны противостояния - заказчика работ, концессионера, а также ICA. Однако безрезультатно.

В Севзапуправтодоре сообщили, что за строительство М-11 отвечает головная компания - ГК "Автодор". Там комментировать ситуацию отказались, отослав 47news к концессионеру — ООО "Магистраль двух столиц". Там сообщили, что комментировать финансовые взаимоотношения с  с подрядчиком - итало-турецкой компанией "Асталди Ичташ" (ICA) не будут. “Стройка идет в штатном режиме, никаких данных о ЧП нет", - только и сказали в пресс-службе концессионера, но отметили, что передали мобильный телефон корреспондента 47news ответственному за общение со СМИ в ICA. За прошедший день никто из компании так с нами и не связался. Провалились и попытки дозвониться до пресс-службы ICA по указанному на сайте офисному телефону — он постоянно был занят.

По словам протестовавших, новая акция может пройти в течение ближайшей недели. Пока же в ICA в очередной раз пообещали подрядчикам начать производить выплаты уже через несколько дней.

Артем Шалякин,
47news