Принятые за последние три года ЗакСом Ленобласти законы могут признать недействительными. И всё благодаря лидеру фракции "Единая Россия" Олег Петрову, он вскрыл результаты тайного голосования. Главаря добровольной политической организации Бебенина больше заботит двурушничество и двуличие в партии власти.

Поведение и отношение к делу депутатов Законодательного собрания в последнее время настолько вышло за рамки приличия, что обескуражило даже людей, которые по роду своей деятельности привыкли видеть многое.

Ни для кого не секрет, что за правительственными структурами должен следить Большой Брат. Согласно функциональным обязанностям - это четвёртый отдел службы экономической безопасности УФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, курирующий госвласть. Возможно, содержание беседы народных избранников так возмутило, что Он решил поделиться результатами специальных технических мероприятий с журналистами.

На заседании парламента в среду, 21 декабря, спикер Сергей Бебенин, кратко упомянул обсуждение предыдущего дня. Технической службе тоном, не терпящим возражений, было дано указание "разобраться с аппаратурой". Депутат из Сертолово Александр Верниковский, прославившийся тем, что прикрывает глаза во время подобных мероприятий, громко встрепенулся.

- Я снимаю вопрос, со всем разобрался сам, - сказал он, но мало кто из посторонних понял, о чём.

Редакция 47news считается своим долгом разъяснить смысл этого короткого диалога.

Итак, накануне лидер фракции "Единая Россия" Олег Петров собрал своих на экстренную встречу. У нас есть аудиозапись и стенограмма этого мероприятия. Судя по ним, на повестке дня был один, но важный вопрос — порицание тех товарищей, которые на предыдущем заседании проголосовали не так, как указала фракция.

Маленькое лирическое отступление.

Статья 33 регламента Законодательного собрания Ленобласти утверждает, что в парламенте существует тайное голосование. "При проведении тайного голосования с использованием электронной системы подсчета голосов данные о результатах поименного голосования депутатов в память электронной системы не заносятся", - говорится там же.

Противореча этой фразе и здравому смыслу, Олег Петров перечислил фамилии депутатов, которые голосовали против ряда законопроектов. И даже упрекнул некоторых, в частности, того самого Верниковского, из-за которых "вопрос по наградам мог не пройти".

- Ерунда какая-то. Мне не надо объяснять, проверяйте технику. Я голосовал по всем вопросам, сто процентов. Мне аж неудобно, да у меня свидетели рядом, - заверещал на этом месте Верниковский.

После этого слово взял депутат Владимир Петров, который на фоне сероватых коллег выглядит настолько ярким, что остальные называют его позором Ленобласти.

- То, чем мы занимаемся, смешно. Мы разбираем, как голосовали люди во время тайного голосования. Поэтому у меня большая просьба, Сергей Михалыч (Бебенин — прим.ред.). Если есть возможность, то давайте подобные мероприятия прекратим, потому что они позорят парламент, - в его речи ещё было про чужие трусы и носки, но такие подробности так и не были замечены коллегами.

Спикер Бебенин, являющийся, помимо всего прочего, и секретарём областного отделения "Единой России", закричал не тише Верниковского. Его семиминутная речь кишела объяснениями о том, что ЕР — это "добровольная политическая организация", благодаря поддержке которой многие и получили свои мандаты. Следовательно, обязаны выполнять партийную волю.

- Я не вижу, в чём принципиальная разница между консолидированным голосованием и поимённым. Это одно и то же, только это делается в рамках нашей фракции, нашей политической организации добровольной, - заявил он.

Больше всего главаря политической организации задело, что "на фракции многие не заявляют ни против, ни за, соглашаются, а потом втихаря начинается... кнопки у них не работают... Вроде как проголосовал на фракции, сохранил лицо, а потом не нажал".

- И уж будьте добры тогда в открытую играть. Помните, наверное, классика нашего — лучше меньше, да лучше, - процитировал в недавнем прошлом коммунист Бебенин Владимира Ильича.

Помимо, как выразился Бебенин, "развившегося двурушничества и двуличия", его сильно волнует и всеобщее разгильдяйство.

- Вот и сегодня я смотрю, когда Петров (Олег — прим. ред.) докладывает информацию, Никита Коваль смеётся и обсуждает какие-то штуки, которые он на iPad там крутит. Вместо того чтобы послушать внимательно, - между делом попало самому юному депутату, 24-летнему Никите Ковалю.

- Я слушаю, Сергей Михайлович, - оправдывался тот.

В общем, секретаря партии не встревожило, что прямо при нём его товарищи опровергли записанный в регламенте принцип тайности.

Более того, он пригрозил:

- Думаю, политсовет примет решение по таким случаям, когда расходятся результаты голосования членов фракции с решением фракции. Местные организации на своих политсоветах будут обсуждать. Объясняйте там своим коллегам, которые вас выдвинули и поддержали, почему вы так себя ведет. Думаю, это тоже честно будет.

Олег Зеваков, избравшийся, как и Владимир Петров, тоже от Сланцевского района, но по территориальной группе, поддержал коллегу: "Всё-таки я так понимаю, что Владимир Петров формально прав. Если голосование тайное, то что мы обсуждаем?"

Ещё один Петров, Александр, предложил вообще отменить тайное голосование, мотивировав тем, что депутаты — люди публичные.

Но эту тему обсуждать перестали.

Олег Петров, каждый раз при встрече с журналистом 47news клянущийся в любви, трубку в очередной раз не снял. Его предшественник на этом посту, Николай Пустотин, вопросу ничуть не удивился.

Он рассказал, что в той же статье, где говорится о том, что тайное голосование — это то, которое не заносится в электронную систему поимённо, есть дополнение, принятое ровно три года назад. В нём говорится, что в случае солидарного голосования, при соблюдении формальных процедур в виде обнародования данного факта, "руководитель фракции Законодательного собрания может получить информацию о голосовании каждого члена его фракции по соответствующим вопросам повестки дня".

- При мне мы никогда не обсуждали, кто и как проголосовал. Один раз ко мне подошёл один депутат и сказал, что голосование по одному из законов претит его внутренним убеждениям. Я всегда выступал за то, чтобы голосование было открытым, нам нечего скрывать, - сказал Пустотин. Впрочем, на вопрос, не противоречит ли вставка в статью о тайном голосовании Конституции, ответил, что "так не думает".

Надо сказать, что далеко не все народные избранники, особенно только что избранные, детально знакомы с регламентом. История с тем, как часть из них отчитывали за, казалось бы, тайное голосование, некоторых встрепенуло до того, что они готовы обратиться в прокуратуру.

Так, Владимир Петров вместе со своими юристами изучил федеральное законодательство и выяснил, что статья о тайном голосовании в его нынешнем виде противоречит не только логике, но и российским нормативно-правовым актам.

- Нарушен принцип тайности, ведь получается, что три последних года голосование шло под внешним воздействием. Можно поднять вопрос о легитимности решений, принятых на основании консолидированного голосования. Со своей стороны обращусь в прокуратуру с требованием проверить статью на предмет законности, - пообещал он.

Кроме того, по мнению Петрова, ущемляются права депутатов, ведь они, по статусу, равны между собой, но именно в этом пункте регламента выделяются руководители фракций.

- Если при проведении голосования существует возможность записи результатов поимённого голосования, то оно должно признаваться не тайным, а поименным. Поэтому норма регламента ЗакСа Ленобласти, согласно которой после окончания заседания руководитель фракции может получить информацию о голосовании каждого члена, применима лишь в случаях поименного голосования. В Государственной думе подобного тайного голосования, которое на самом деле не тайное, нет. Там либо уж открытое, либо уж тайное, - добавил он.

Бывший депутат Госдумы, а ныне лидер фракции ЛДПР Андрей Лебедев согласен с товарищем:

- В регламенте сначала прописано, что всё голосование тайное, а после уточняется, что в отдельных случаях можно выяснить, кто как проголосовал. Значит, технические возможности ЗакСа подстроены под это? С полной уверенностью могу сказать, что таких технических возможностей быть не может. Вывод один — в любом случае можно посмотреть поимённо, кто и как голосовал. В Госдуме, например, при мне было так — тайное голосование в бумажном виде, а всё остальное — в электронном, то есть, открытом.

Кстати, неформальные разговоры о возможности посмотреть итоги голосования начались весной этого года, когда случился скандал с присуждением звания почётного гражданина не тому, когда надо. Тогда высокопоставленный собеседник 47news, подмигнув, рассказал, что "с нарушителями обязательно разберутся, ведь такая техническая возможность есть".

О том, почему в открытую заговорили об этом именно сейчас, поясняют так: "Когда лидером фракции был Николай Пустотин, он вёл себя корректно. Олег Петров же начал делать шаги, которые ущемили достоинство многих".

Юлия Гильмшина,
47news