В параметры своего первого бюджета новый ЗакС заложил зарплату для всех депутатов, хотя, перед выборами отнял её у половины. Только трое в парламенте в курсе, за что проголосовали, один не умеет пользоваться планшетом, другого вечно отвлекают от еды. Потенциальному губернатору Роме-депозиту так даже проще.

Впервые действующий состав Законодательного Собрания Ленинградской области рассматривал бюджет в качестве законопроекта. Касается он периода 2017 года и о том, насколько новые народные избранники интересуются основным документом жизни региона, мы рассказывали на прошлой неделе. Тем, кто не следит, напомним: на нулевые чтения треть парламентариев не пришла

Но со дна, как говорится, постучали: в 11 утра во вторник, 8 ноября, в зале заседаний появились 28 из 50 депутатов. Спикер и главный единоросс региона Сергей Бебенин с трибуны поведал, что многие звонили и объяснили опоздание пробками из-за снежных заносов.

- Да-да, два часа из Всеволожска ехал, - криком подтвердил главный либерал-демократ Андрей Лебедев. Видимо, он входит в число тех, кто умеет читать новости и смотреть в окно.

Тот же главный технолог Алексей Ломов из того же Всеволожска явился часа через полтора. Подчинённый Лебедева по партийной линии, Дамир Шадаев, не пришёл вообще, возможно, заблудился в пургу на собственном острове в Выборгском районе, а, может, до сих пор кричит там "ау". Как объяснить очередное отсутствие миллионера из "Справедливой России" Руслана Гайсина, непонятно, видимо, это стоит воспринять как должное.

Властитель микрофонов, Сергей Бебенин, прежде чем приступить к трудностям, вспомнил о приятном. Сенатор Дмитрий Василенко, пробравшийся сквозь метель, приглашает всех коллег на банкет. По какому поводу, осталось загадкой, но ради этого отменили перерыв на обед. О подробностях нам неведомо, но вскользь подметим, что праздник Лебедев променял на обед с журналистом 47news в правительственной столовой, а депутата Владимира Петрова мы засекли отъезжающим на день рождения мамы. Деталь оценят конспирологи, помнящие, что в прошлом году в это самое время Василенко боролся с губернатором Дрозденко и называл в числе близких союзников именно этих двоих.

Вернёмся к бюджету. Вице-губернатор по финансам Роман Марков показал основные параметры. Доходы сократятся на 6,1% и составят 87,5 миллиарда рублей, расходы уменьшатся на 2,6% и составят 92,7 миллиарда рублей. Дефицит — на уровне 6% или в абсолютном выражении 5,2 миллиарда рублей.

На этом можно бы и прекратить, ведь для того, чтобы депутаты нажали один раз кнопку, было достаточно.

Самый блистательный вопрос задал, безусловно, коммунист Николай Кузьмин, половину прошлого созыва проработавший в Госдуме. Поинтересовался он, где можно получить распечатанные государственные программы, ведь он не знает, как скачать из интернета. Смущением блеснули глаза Маркова, в кабинете которого стоит широкий MacBook, он лишь напомнил о существовании помощников, наверняка умеющих пользоваться техникой. Чиновничья скромность не дала ему добавить, что у каждого депутата не один, а три оплачиваемых помощника, также им выдаётся казённый iPad и безлимитный интернет.

- Если кто-то не справится с этим сам, конечно, он может обратиться ко мне и я передам программы лично в руки, - услужливо завершил Марков.

Состязаться в оригинальности с Кузьминым мог только экс-руководитель фракции "Единая Россия", бывший председатель бюджетно-финансовой комиссии Николай Пустотин. Он уточнил, почему в бюджете не заложены цифры федерального финансирования.

- Потому что федеральный бюджет ещё не утверждён, - был логичен Марков, а журналисту 47news подумалось, что этот факт, благодаря телевизионной пропаганде, записан на подкорке у любого, даже совсем необразованного жителя страны.

На этом фоне выделиться было не трудно, потому вперёд выдвинулась тяжёлая артиллерия. Теперь она располагается на первом ряду и состоит из Владимира Петрова и 24-летнего сына вице-губернатора по ЖКХ Олега Коваля, Никиты. Надо сказать, что сам Олег Коваль, когда был депутатом и сидел с тем же Петровым рядом на последнем ряду, ораторскими искусствами не отличался, а в основном рассказывал или слушал анекдоты соседа. Но любящие родители так устроены, что в детях реализуют себя.

Итак, Владимир Петров спросил Маркова, почему по состоянию на 1 октября общая сумма средств областного бюджета, находящихся в депозитах коммерческих банков составила 32,7 миллиардов рублей

- Лишние средства у нас случаются из-за двух причин. Либо комитеты плохо расходуют, либо комитет финансов плохо выделяет деньги. Исходя из вашей должности первого зампреда правительства, скажите, неужели лечением от выше названных двух бед становится превращение почти половины денег областного бюджета во вклады? - уточнил он.

- Это что, связано с бюджетом на будущий год? - переспросил Марков. Он все же объяснил, что на депозиты отправляют так называемые короткие деньги из государственных программ. То есть, те, что предназначены для оплаты различных процедур, следовательно, их нельзя просто так взять и изъять.

Как показалось журналисту 47news, тема несколько задела Маркова, ведь коллеги по Суворовскому,67 ласково называют его "Рома-депозит". Связано это с тем, что чиновник готов любую плохо приколоченную сумму отнести в какой-нибудь банк. Кстати, не надо думать, что речь идёт только о банке "Россия", с которым Маркова в кулуарах связывают настолько плотно, что прочат в будущие губернаторы Ленобласти. Депозиты лежат ещё в ПАО "Банк ВТБ", ПАО "Сбербанк России", АО "Россельхозбанк".

Продолжил давить на больное и Никита Коваль, спросивший у вице-губернатора, почему в предыдущем году в графе "доходы от вкладов" фигурировала цифра примерно в 1,8 миллиардов рублей, а сейчас – ноль.

- Мы пока не уверены в том, что будет, что размещать, потому доходы от депозитов не имеем права закладывать в бюджет, - ответил Марков, но по лицу было видно, что этот блиц-опрос ему порядком надоедает.

Впрочем, Ковалю-младшему было сложней, ведь со всех сторон на него давили гневом взрослые мужчины и женщины, не способные сказать хоть что-нибудь, и оттого ненавидящие любого, кто осмеливается казаться быть лучше них.

В бой вступил и либерал Лебедев, заметивший, что премьер Медведев, опять-таки, в телевизоре, упоминал о темпах инфляции в 5,5% в год. Между тем, в бюджете заложена индексация зарплат губернатора и остальных чиновников в 6%.

- Получается, что людям зарплату проиндексируют меньше, чем чиновникам, - забеспокоился он. 

Потенциального губернатора Маркова, впрочем, цифры из телевизора не волнуют, ведь, согласно его подсчётам, инфляция в Ленобласти составит 7%, потому и повышение оклада губернатора справедливо.

Пока Лебедев переживал за зарплату Дрозденко, Петров забеспокоился за довольствие Лебедева как парламентария, входящего в число 29 тех, кто имеет право получать жалование из бюджета. На прошлом заседании он поднимал тему того, что в бюджете заложены средства на 44 депутатов. Доказательства этому лежат на странице 154 пояснительной записки, разработанной ведомством Маркова. Впрочем, до сих пор на эту страницу никто, включая Маркова, смотреть не хочет.

- Давайте не будем апеллировать цифрами неизвестно откуда полученными. Смету мы сократили. А вы все слышите звон и не знаете где он", - был категоричен спикер Бебенин.

Казалось, ещё минута и Петров с вверенным ему Ковалем ткнут ещё куда-нибудь и бюджет обзовут не только противным словом "неизвестно что", но и похуже.

Спас ситуацию тот же Лебедев, прокричавший:

- Раньше говорили, что популизм - удел галерки. А сегодня, получается, нижние ряды.

- Андрей, зависть - плохое чувство, - заорал в ответ Петров.

Спас всех, конечно, глава фракции "Единая Россия" Олег Петров. Обычно он напоминает, что пора кушать, но тут от еды отказались в пользу напитков, потому ему оставалось только убеждать: "Сегодня процедура первого чтения, мы рассматриваем только общие параметры, и нам их уже озвучили".

Бебенин поблагодарил за подсказку, а к микрофону вышел председатель контрольно-счётной палаты Алексей Ларькин. Вскользь он упомянул, что летние каникулы депутатов иногда мешают принятию поправок в бюджет. Спикер Бебенин на этом месте рассвирепел и потребовал назвать год, когда такое было.

- Мы работаем по договорённости с исполнительной властью и никогда у них к нам не было претензий. И вообще, губернатору виднее, когда и как принимать бюджет.

Конечно, эта фраза не стала новостью, но многое объясняла. Если бы Ларькин не начал виновато улыбаться, а заспорил, могло быть и более откровенное продолжение, к примеру: "Мы тут мебель и к нам не может быть претензий".

Юлия Гильмшина,

47news