Обрушилась конструкция, созданная для экономии денег на капремонте в Ленобласти, - "Дирекция единого заказчика" перестала расплачиваться с подрядчиками. Коммерсанты бьют лбы о графики рассрочки, а чиновники предрекают крах пирамиды. В дебрях системного сбоя разбирался 47news.

В статье о срыве областной программы капремонта на 2016 год 47news обещал рассказать о проблемах подрядчиков Фонда капремонта Ленобласти, которые выполнили работы, но денег не увидели.

Одним из таких крупных подрядчиков является акционерное общество "Дирекция единого заказчика Ленинградской области" (ДезЛо). По приблизительным оценкам, за уже исполненные и принятые работы фонд должен этой организации около 50 миллионов рублей. Пропорциональную сумму ДезЛо должно своим компаниям-подрядчикам. Судя по данным "СПАРК-Интерфакс", их пара десятков. Молнией вспомним, что фонд собрал с жителей и разместил на счетах 1,6 миллиарда рублей.

Для понимания пасьянса добавим, что акционерное общество "Дирекция единого заказчика" создано весной минувшего года по распоряжению губернатора Александра Дрозденко. Естественно, для благих целей: "сэкономить бюджетные деньги и средства жителей на реализацию инвестиционных и строительных программ в сфере ЖКХ и ТЭК". Если конкретнее, то структура создавалась под конкурсы Фонда капитального ремонта для соблюдения баланса и перераспределения контрактов на работы в "интересных" и "не интересных" районах Ленобласти. Например, в паре "Подпорожский - Всеволожский" предпочтение бизнеса очевидно. Второй задачей был контроль гарантийных работ. Ведь порой получалось так, что компания, предложившая самую низкую цену, пропадала, и гарантийный ремонт делать было некому.

Экономию средств предполагалось получить за счет количества контрактов, а качество - упорядоченного контроля. Для примера можно вспомнить фастфуд, в котором гамбургер всегда дешевле и надежнее шавермы. Другое дело, что для сетевых закусочных бизнес-план делается не на коленке.

Единственным учредителем ДезЛо является "Леноблимущество", подведомственное комитету по финансам правительства Ленобласти. Уставной капитал составляет 30 миллионов рублей. По данным "СПАРК-Интерфакс", сумма контрактов, где ДезЛо было заказчиком, в минувшем году составила 135 миллионов рублей, а прибыль 311 тысяч. В нынешнем сумма контрактов общества - 437 миллионов. 

По данным 47news, несколько недель назад в организации прошел независимый аудит. Судя по отрывочным данным, долги ДезЛо перед подрядчиками распределены не пропорционально. Есть организации, претендующие на относительно малые суммы. Например, некому ООО "Альянс групп" Дирекция единого заказчика должна за выполненные работы около трехсот тысяч рублей, ООО "Норд" четверть миллиона, ООО "Гатчинское городское управление" около семисот тысяч, ООО "Пилигрим" около миллиона. Есть и более крупные претензии. Так, ООО "Летний сад" просит под два миллиона, ООО "Стакс плюс" почти четыре, а ОАО "Управляющая компания по ЖКХ" пять с половиной. Есть и некое ООО "Еврострой", выполнившее работ почти на семь миллионов. И, скорее всего, на этом список не заканчивается. Самый крупный долг в размере 43 миллиона у ДезЛо перед неким ООО "ВестCтрой". 

Google подсказал, что эта компания уже нырнула в судебную тяжбу с дирекцией.

Так, 23 августа Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти возбудил производство по претензии "ВестСтрой" к ДезЛо за "неисполнение обязательств по договору строительного подряда". Первое заседание назначено на 29 сентября. По данным арбитража, претензия компании до предела проста. В начале нынешнего года "Вестстрой" выиграл конкурс на замену лифтов в Приозерском, Сосновоборском и Кировском районах Ленобласти. Цена вопроса составила 84 миллиона рублей. Компании, судя по всему, был выплачен аванс. В марте работы были выполнены и приняты "Дирекцией единого заказчика". Но исходя из иска, компания недополучила за них 48 миллионов рублей.

Здесь нужно понимать, что ДезЛо сначала выиграло конкурс у Фонда капремонта, а затем наняло на субподряд лифтовиков. Таким образом, после приемки работ дирекцией, она должна была сдать работы фонду, а тот перечислить деньги обратно по цепочке генподрядчик - субподрядчик. Та же история и с другими стройкомпаниями. При этом самостоятельно ДезЛо расплатиться вряд ли сможет. По данным собеседников в правительстве Ленобласти, на счетах организации не более десяти миллионов рублей.

Гендиректор компании "ВестСтрой" Александра Медведева отреагировала на звонок 47news нервно, но все-таки дала комментарий. "Нас с весны кормят обещаниями заплатить. Пока подвижек нет. В дирекции предлагают рассрочку — по два миллиона в месяц до 2018 года. Это категорически неприемлемое предложение. Мы просто разоримся. При этом у нас еще один контракт по лифтам в Гатчинском районе на крупную сумму. Работы мы недавно закончили, но что будет с оплатой не известно", - рассказала Медведева. По ее словам, безвыходность ситуации еще и в том, что лифты нельзя остановить или демонтировать, поскольку это часть социальной инфраструктуры. "Жаловались во все инстанции, вплоть до президента", - поделилась Медведева и попрощалась.

Гендиректор компании "Летний сад" Виталий Францев ответил, что свяжется с нами позже, но так и не перезвонил. Еще несколько субподрядчиков, с которыми удалось пообщаться 47news, публично выступать отказались. "Пока, хоть призрачная, но надежда на оплату есть. Подожду", - сообщил нам один из субподрядчиков.

Отметим, что в многострадальной "Дирекции единого заказчика" за последний год сменилось три руководителя. Первым был Игорь Кононенко, которого уволили в апреле нынешнего года. Говорят, произошло это из-за того, что он не нашел общего языка с руководством региона. За ним был назначен директор центра энергосбережения Ленобласти Павел Цыханвей. Обязанности он выполнял по совместительству. А в начале августа на должность руководителя ДезЛо пришел Иван Яковлев. По словам собеседников в правительстве региона, он профессиональный строитель, но к общению с журналистами не привык.

Игорь Кононенко на звонок 47news ответил, что эта тема ему не интересна и отказался от комментария. С Яковлевым связаться не удалось. Павел Цыханвей нашел минуту и пояснил, что неплатежи в том числе были связаны со сменой руководства. "Но основная причина была в неполном соответствии документов, которые фонд, в лице его директора Робула, просто заворачивал. Акты выполненных работ, которые мы приняли, отправляли обратно. Мы по цепочке спускали их на доработку субподрядчикам. После этого и нам пришлось более придирчиво относиться к приемке работ", - прокомментировал ситуацию Цыханвей. 

К сожалению, все телефоны Сергея Робула на момент подготовки публикации были выключены. Кстати, вспомним, что когда он возглавлял Фонд капремонта, один из конкурсов закончился уголовным делом о подлоге, расследование которого сейчас в самом разгаре. 

Недавно назначенный директор Фонда капремонта Александр Шульга высказал похожее мнение. "Мы не можем принимать неправильно оформленные документы у ДезЛо. Плюс, поймите, с момента окончания работ проходит немало времени. Их, например, надо согласовать с жителями, а это хлопотно", - пояснил Шульга. По его словам, сегодня у Дирекции единого заказчика много недоделанных объектов, которые надо завершить. На наш вопрос, а нужна ли дирекция в принципе, Шульга заметил, что не надо забывать о гарантийных обязательствах по завершенным объектам капитального ремонта, ответственность за которые лежит как раз на ДезЛо.

Конспирологии в истории, возможно, и нет. "Дело вполне может быть в том бардаке, который творится в ДезЛо и, как следствие, в халатной подготовке документации. Сегодня уже практически в открытую говорят о банкротстве этой конторы, — поделился с 47news знакомый чиновник и напоследок вспомнил: - Еще на этапе создания этого акционерного общества было мнение, что оно не имеет будущего. Эта пирамида в любом случае рухнет, не сегодня - так завтра".

Виктор Смирнов,
47news