Закрытие единственной свалки в Подпорожском районе привело к появлению мусорных гор. Местные уже перекрыли дорогу. По мнению экспертов, проблему быстро не решить. А полицейских пока беспокоит сломанный трактор.

Утром 22 августа несколько жителей Важинского поселения Подпорожского района Ленобласти самостоятельно перекрыли дорогу к местной свалке. Про помощи трех легковых автомобилей активисты закрыли проезд мусоровозов с твердыми бытовыми отходами (ТБО). Позже машины уехали, но прибывшие на место сотрудники местной полиции обнаружили, что теперь дорогу блокирует трактор со сломанным рулевым управлением.

По словам главреда информационного сайта "Свирские Берега" Петра Васильева, на решительные меры пошли местные охотники. Они возмущены состоянием бывшего карьера, над которым теперь буквально возвышаются горы разлагающихся дурно пахнущих отходов. "Свалка в бывшем карьере Важинского гранитно-щебеночного завода действует уже лет шесть, но теперь она официально стала незаконной. После изменений в законодательстве, вступивших в силу с 1 июля, лицензия завода на размещение мусора в этом карьере недействительна. Но отходы продолжают везти", - объяснил он.

На самом Важинском гранитно-щебеночном заводе (ВГЩЗ) от своей причастности к состоянию свалки категорически открестились. "Мы эксплуатировали полигон на основании лицензии, выданной в 2010 году. Там поддерживался полный порядок. С 1 июля размещать отходы на землях Лесфонда нельзя. Мы оставили объект в надлежащем виде, чему есть документальные свидетельства. Однако завоз мусора продолжился и теперь ведется поблизости от нашего объекта несанкционированно", - высказал свой взгляд на ситуацию директор ВГЩЗ Владимир Волков.

Важный момент — сейчас альтернативы важинскому полигону в Подпорожском районе нет. При этом, власти говорят об абсолютной нерентабельности транспортировки отходов на лицензированный полигон в Волхове.

Действительно, дальность такого маршрута превышает 150 километров. Как рассказали специалисты УК ООЛО, стоимость перевозки 28 кубометров ТБО, влезающий в стандартный мусоровоз, на один километр составляет 140 рублей. То есть, поездка до Волхова обойдется в 21 тысячу рублей. 40-кубометровый автопоезд выгоднее. Маршрут до Волхова встанет заказчику в 18 тысяч. С учетом того, что в год Подпорожский район образует порядка 45 000 кубометров отходов, только себестоимость их доставки в Волхов обойдется в 20 миллионов рублей, не считая прибыль перевозчика и расходы на размещение. В случае стандартных мусоровозов — стоимость самой транспортировки возрастает почти до 34 миллионов рублей.

Противники важинского полигона возражают — лицензированная площадка по приему отходов есть в Лодейном Поле: расстояние до туда в три раза меньше, чем до Волхова. Но по мнению специалистов рынка, и это далеко - весь мусор все равно окажется нелегально сваленным в ближайших выработанных карьерах.

Искать доказательства не требуется — так, в областном Госэконадзоре 47news рассказали, что дважды пресекали вывоз отходов в карьер ВГЩЗ машинами подпорожского МУП "Комбинат благоустройства". "С с 10 августа МУП  вывозит бытовые отходы населения на лицензированный полигон в Лодейнопольский район",- утверждают в ведомстве. А вот перекрывшие дорогу активисты говорят об обратном: мусоровозы упорно тянутся к закрытой свалке в карьере.

По словам директора ВГЩЗ, сейчас компания занимается оформлением документов для строительства нового полигона. "Выделение участка земли промышленной категории по непонятным мне причинам заняло почти три года, хотя общественные слушания мы прошли. Надеюсь в ближайший момент процесс завершится и мы сможем начать проектно-изыскательские работы. Но в лучшем случае полигон сможет заработать через год",- рассказал Владимир Волков.

"После передачи промышленного земельного участка в собственность или аренду, составляется проект строительства и эксплуатации, который должен получить положительное заключение государственной экологической экспертизы. Потом начинается строительство, по окончанию которого составляется акт ввода объекта в эксплуатацию и проходит его регистрация в органах Росреестра. Процедура может занять несколько лет",- рассказали 47news в  "Управляющей компании по обращению с отходами" Ленинградской области (УК ООЛО).

Отметим, что при этом областной Госэконадзор выступает категорически против размещения полигона на участке, на который претендует ВГЩЗ.  А опрошенные 47news экологи вообще сомневаются в рентабельности такого объекта. По их оценкам, его стоимость - около 70 миллионов рублей. Отходов, образуемых 30 тысячами жителей района, не хватит не только для возмещения таких трат, но и для окупаемости накладных расходов по содержанию. Нужно будет либо постоянно дотировать полигон, либо повышать тарифы на уборку и вывоз мусора в несколько раз.

"Логичнее всего разместить станцию перегруза и сортировки отходов на границе района. Затраты на это составят порядка пяти миллионов рублей, все быстро окупится и, главное, станет выгодно возить отходы до лицензированного полигона — что до Лодейного Поля, что до Волхова.  Примерно 20 % мусора будет отсортировано в полезные фракции, остальное спрессуется, как минимум, в пять раз. Совершенно другая рентабельность", - поделился мнением один из специалистов.

Все опрошенные 47news стороны согласны в одном — быстро решить вопрос размещения подпорожского мусора не получится. Ну, а самая решаемая проблема сейчас у местных полицейских. Они думают о том, как восстановить общественный порядок - убрать с дороги общего пользования сломанный трактор.

Артем Шалякин,
47news