Генеральная прокуратура занялась Выборгским коммунальным хозяйством. Заодно зашевелился и Суворовский, 67, где теперь вслух размышляют, как снизить тариф за районное тепло на треть. Отставки главы администрации Геннадия Орлова не исключают, ведь от его отношения к людям и до революции недалеко.

Жилищно-коммунальное хозяйство Выборга привлекло внимание Генеральной прокуратуры РФ. В официальном сообщении ведомства Юрия Чайки вспомнили все события прошедших трёх недель: и 450 обращений в прокуратуру Выборга, и полтысячи протестующих на Петровской площади, и массовые претензии к высоким тарифам.

Как эмоционально поведал собеседник 47news из числа высокопоставленных, на Суворовском, 67 "все только Выборгом теперь и занимаются". О конкретных результатах всеобщего хаотичного увлечения западной границей России пока не известно. Ясно лишь, что проблема решается в двух плоскостях: политической и экономической.

На одно из самых незамысловатых требований общественности, отправить в отставку в связи с утратой доверия руководство Выборгского района Ленинградской области, в Доме правительства отвечают дипломатично - "не исключаем такого развития событий". Объясняют, что эта мера решит проблемы лишь поверхностно, ведь глава администрации Геннадий Орлов или председатель совета депутатов Александр Лысов — только элементы десятилетиями выстраиваемой системы власти в муниципальном образовании. Объявлять же войну накануне предстоящих парламентских выборов не представляется необходимым.

Возможно ли сделать долгоиграющие выводы, которые отразятся на кошельке жителей, решится в четверг, 10 марта, когда пройдёт специальное совещание в кабинете зампреда по ЖКХ и ТЭК Олега Коваля. Чиновник рассказал 47news, что подготовил руководству района ряд серьёзных предложений, но огласит их только после того, как выяснит, согласны ли их принять.

По данным 47news, в общем и целом на уровне района и региона практически уяснили, что людей уже не расслабишь увещеваниями о законности выставленных счетов и ситуация будет усугубляться в той же прогрессии, что и суммы в квитанциях. Как объяснил депутат ЗакСа от Выборгского района Владимир Цой, есть два практических варианта выхода из ситуации.

Для начала, людям могут предложить перейти на оплату отопления по старой схеме, а не по приборам учёта, то есть, вернуть ту же систему, что и раньше. Правда, для этого на собрания должны выразить своё мнение не менее 50% собственников жилья, то есть, встреча должна пройти в 491 доме, обслуживаемом "Управляющей компанией по ЖКХ". Согласиться с возвращением к старой системе должна и сама УК.

"Теоретически, это возможно. Но надо иметь в виду, что закон обратной силы не имеет и относиться изменения будут к следующим периодам. Есть сомнения по поводу активности граждан, ведь у нас как обычно, даже если драка на улице, люди обходят стороной, думая, что их это не заденет", - прокомментировал эту ситуацию бывший вице-губернатор по ЖКХ и ТЭК Юрий Пахомовский.

По его мнению, кстати, в случае массового отказа граждан от оплаты коммунальных услуг через короткое время город Выборг получит новые проблемы, но уже с отключением от ресурсов.

Ещё одним обсуждаемым вариантом станет снижение средних тарифов по району. Сейчас одна гигакалория, как выучил самый непосвящённый, стоит у "УК по ЖКХ" порядка 2800 рублей, а то время как в "Выборгтеплоэнерго" - около 2000 рублей. "УК по ЖКХ" объясняет разницу тем, что такая цена возможно только в газифицированным Выборге, а в окраинных населённых пунктах с мазутными, угольными и электрическими котельными, топливо может стоить вплоть до 6000 рублей.

"Есть техническая возможность перевести всех потребителей напрямую в "Выборгтеплоэнерго", для чего администрация должна забрать все сети, ранее переданные в аренду "УК по ЖКХ". Жителям Выборга гигакалория будет обходиться примерно в 2100 рублей. Всем остальным с точки зрения оплаты цена останется на том же уровне, но за счёт снижения в Выборге, по факту стоимость тепла вырастет. Разницу между новой фактической стоимостью и нынешним тарифом в 2800 может оплачивать бюджет Ленобласти", - пояснил по этому поводу Владимир Цой.

В таком случае образуется одна проблема — главе администрации Геннадию Орлову придётся пойти с протянутой рукой в правительство Ленобласти для получения 120-140 миллионов рублей в качестве межтарифной разницы. Для кризисного времени это серьёзная сумма. Узнать, собирается ли Геннадий Орлов соглашаться на столь непопулярные меры, 47news не удалось, поскольку руководитель Выборгской администрации не снял трубку.

В случае, если дела пойдут совсем туго, дойдёт до изучения краткой истории вопроса, в которой исследователи упрутся в точку начала февраля, времени выставления квитанций.

Как и в любой работе над ошибками, вовлечённые в ситуацию спросят себя, насколько можно было избежать нелицеприятных последствий. Понятно, что при признании проблематики серьёзной, было пара вариантов. Один красивый, но юридически сложный — искусственно, в целях избежания резонанса, занизить показатели счётчиков, компенсировав из других источников финансовые потери "УК по ЖКХ". Второй реальный и нечудодейственный — пустить всё на самотёк, что, в общем-то, и было сделано.

Во втором пути тоже два направления: реагировать исходя из происходящего, либо упреждать удары. Последнее подразумевает откровенные разговоры с населением, рассказы о нюансах законодательства, собрания с общественностью, общение с журналистами.

Без живого диалога власть и население понимают друг друга только математически. Бурно прошедший митинг в минувшее воскресенье как раз доказывает, что остались формальные отношения между теми, кто выставляет счета и теми, кто платит.

Вряд ли взаимодействие могло быть иным, если учитывать, что ни на встрече с населением 3 марта, ни на Петровской площади никто из руководства Выборгского района так и не пообщался с людьми. Местные чиновники в зале исполняли роль приглашённых, отдав лишь дань уважения гостям из регионального правительства. Хотя, даже военные офицеры знают непреложную истину: нельзя воротить нос от солдата, даже если он ниже тебя по званию и скромнее одет, ведь во время атаки именно эти солдаты бегут сзади и ещё неизвестно, по чьему затылку попадут их пули.

Особенно странным подобное отношение выглядит на фоне падающего рубля, в противовес которому должны развиваться яркость и гибкость любого настоящего политика.

Да, депутат или глава администрации с зарплатой в сто двадцать тысяч рублей может осознать, что разница между тремя и тринадцатью тысячами рублей существует. Но стоя в супермаркете, максимум, чего он лишится в связи с пришедшей квитанцией — банки чёрной икры. В то время как обычный гражданин, идя с ребёнком в парке, не сможет купить ему мороженого или пластмассового пистолетика.

С этого момента и начинаются революции, ведь злость накапливается не с мыслей о чужих яхтах, а с переживаний за собственные лишения. И обсуждения перекрытия федеральных трасс, мелькающие в социальных сетях, зарождаются не из-за несправедливости вообще, а из-за отсутствия конкретных пятисот рублей в кошельке.

Юлия Гильмшина,

47news