НАВСТРЕЧУ ОКТЯБРЮ: маршируют водолазы
100-летие Великой Октябрьской – дата нам близкая. Те, кому сегодня за 35 – сформированы советской властью. И это, так или иначе, аукается на тех, кто помладше.

47news продолжает сериал о песнях, что помогали жить и работать, любить и выживать нашим коммунистическим предкам. Сегодня наш рассказ о водолазах.

Нас давно

звало дно.

Дай скорее слабину!
Нам одно

суждено –

Брать немую глубину!
В 1934 году популярный русский-советский путешественник и писатель Соколов-Микитов опубликовал свою новую книгу «Пути кораблей». Сюжет ее, вкратце, таков: по вине капитана Меркулова советский пароход под названием «Альбанов» (Валериан Иванович Альбанов (1882—1919); полярный штурман, участник дрейфа на паровой шхуне «Святая Анна») наскочил в густом тумане на отмель у берегов Новой Земли в Арктике и потерпел крушение. Пассажиры и команда спасаются на шлюпках и высаживаются на пустынном арктическом берегу.
Начальник крымского отряда ЭПРОН (экспедиция подводных работ особого назначения) Петров получает приказ срочно вылететь в Мурманск для спасения «Альбанова».

Героическими усилиями водолазов, преодолевших немало трудностей и опасностей, пароход понимают со дна, а всех пассажиров благополучно спасают.

Попутно, по мере развития сюжета, благополучно разрешаются семейные неурядицы Петрова и проблемы с алкоголизмом отдельных членов водолазной бригады.

Практически сразу после выхода книги на нее обратили внимание советские киношники и приступили к экранизации на киностудии «Белгоскино». По сути, это были съемки первого советского фильма из жанра фильм-катастрофа.
Фильм снимался с имперским размахом и бюджетом. Часть натурных съемок велась в Русской Гавани на Новой Земле и в Балаклавской бухте Севастополя (там снимали подводные сцены). Павильонные и комбинированные съемки отрабатывали на «Ленфильме».

О масштабности кинопроцесса можно судить хотя бы по тому факту, что для съёмок сцены сползания айсберга в море была специально взорвана часть ледника. Другое дело, что именно эти кадры, полученные с колоссальным трудом, в фильм не вошли из-за брака плёнки.

Виктор Яблонский - "Путь корабля" (1935).
Главную роль в фильме сыграл актер Виктор Яблонский, давний друг Сергея Есенина. В самый разгар съемок, по анонимному сообщению о «неправильной трактовке убийства Кирова» Яблонский был исключён из партии и выслан из Ленинграда.

Его реабилитировали и восстановили в гражданских правах лишь четыре года спустя. В самом начале войны Яблонский отказался от брони, ушёл добровольцем в народное ополчение и погиб в одном из первых боев в районе Гдова.
* * *
Поскольку фильм планировался звуковой, для написания музыки и песен пригласили входящего в моду Исаака Дунаевского. Только-только прогремевшего на всю страну своими хитами из «Веселых ребят».

В конечном итоге в фильм вошли две песни. Стихи к первой написал известный поэт Борис Корнилов (муж не менее знаменитой поэтессы Ольги Берггольц). Но после того как поэта репрессировали в 1937 году, его текст оперативно заменили на другой – авторства Александр Чуркина. Позднее прославившегося своими строчками «Прощай, любимый город, уходим завтра в море».
Исаак Дунаевский
Борис Корнилов
Александр Чуркин
Текст ко второй песне – бравурному «Маршу водолазов» – сочинил ленинградский поэт и писатель Виссарион Саянов. Интереснейшей судьбы человек. Впрочем, иным, по определению и не мог быть поэт, чей дебютный сборник вышел в 1926 году под названием «Фартовые года».
В советско-финскую и в первый год Великой Отечественной войны Саянов служил военкором фронтовой газеты «На страже Родины».

Ленинградский поэт и писатель Виссарион Саянов
В период 1942-1944 занимал пост редактора журнала «Ленинград», а после войны был назначен ответственным редактором журнала Звезда».

Именно в редакторскую бытность Саянова, а, конкретно, в августе 1946, журнал подвергся резкой критике. Наиболее известный документ которой — постановление Оргбюро ЦК ВКП(б) «О журналах "Звезда" и „Ленинград".

В постановлении утверждалось, что журнал публикует «много безыдейных, идеологически вредных произведений».

Главными ошибками журнала в постановлении названы публикации рассказов «пошляка и подонка литературы» Зощенко, который «давно специализировался на писании пустых, бессодержательных и пошлых вещей, на проповеди гнилой безыдейности, пошлости и аполитичности, рассчитанных на то, чтобы дезориентировать нашу молодежь и отравить её сознание», и произведений Ахматовой, «типичной представительницы чуждой нашему народу пустой безыдейной поэзии», стихотворения которой «наносят вред делу воспитания нашей молодежи и не могут быть терпимы в советской литературе».

(с) wikipedia.org
Можно только догадываться, насколько серьезными оказались для Саянова последствия подобной «дружеской критики». По крайней мере, былой «фарт» – явно закончился; охоту писать стихи у Саянова с тех пор отбили напрочь.

Далее он работает исключительно в прозе, затрагивая исключительно невинные, идеологически-безвредные темы. Пишет романы о первых русских летчиках, о революционном движении в Царской России, о социалистическом строительстве 1928—1946 годов.
Саянов ушел из жизни в январе 1959 года. В наши дни, в Петербурге, на доме № 2 по Чебоксарскому переулку, где жил поэт и писатель, в его память установлена мемориальная доска. И это правильно.

Ну, а «Марш водолазов», к созданию которого приложил он руку, на многие десятилетия сделался неофициальным гимном советских водолазов.

на видео: Шанти-хор парусника "МИР" и "Митьки" исполняют "Марш водолазов"
автор текста:
Игорь Шушарин

Также читайте статьи проекта: