Подробности самого необычного авиапроисшествия в Ленобласти стали известны. За штурвалом упавшего в Вачозеро вертолета был пилот, прошедший Афганистан, а богатый владелец - из Киришей. Машину доставили разобранной из Омска, без документов. Потому что по-партизански летать выгодно.
47news узнал подробности удивительного крушения вертолета Ми-2 в Вачозере Подпорожского района.
Напомним, что 25 мая в Вачозере рядом с поселком Заозерье Подпорожского района Ленинградской области неподалеку от берега был найден полузатопленный и сгоревший вертолет без бортового номера. Рядом была обнаружена красная рыба и несколько крабов. А в брошенной куртке следователи нашли квитанцию на имя Смирнова Н.Н. 47news обещал тогда узнать подробности авиапроисшествия. По свидетельствам очевидцев, на следующий день за двумя спасшимися людьми прилетал гидроплан. Рассматривалась версии контрабанды и полета обеспеченного человека на охоту.
Отметим, что и спустя месяц Северо-Западное следственное управление на транспорте Следственного комитета интригует и не раскрывает обстоятельств крушения вертолета в Подпорожском районе.
Как выяснил 47news, крушение случилось 24 мая (ранее были вариации). Вертолетом управлял 55-летний житель Киришей Виктор Мкртчан. Актуального пилотского удостоверения у него нет. Но в летном активе - Сызранское высшее военное авиационное училище и афганская кампания в качестве пилота вертолета. По словам знающих его людей, в Афганистане его машина была один раз подбита. Сегодня он военный пенсионер и подрабатывает сантехником. Сам вертолет базировался на аэродроме в деревне Глажево Киришского района.
Фото из Фейсбука Виктора Мкртчана
В салоне находился и владелец вертолета, 55-летний Николай Николаевич Смирнов. Про него известно, что он заместитель директора ЗАО "Help-Oil". Компания занимается оптовой торговлей топливом и комплектующими для трубопроводов. По данным "СПАРК-Интерфакс", ее чистая прибыль в 2013 году составила 106 миллионов рублей. "Николай Николаевич более чем обеспеченный человек", - уверил 47news знакомый Смирнова.
"Отдыхали они в Карелии. У Смирнова там есть место. Он рыбак заядлый. В этот раз они его день рождения праздновали. Когда летели обратно, вышел из строя левый двигатель. По всей видимости, сломалась лопатка турбины. Корпус завибрировал, машина стала терять высоту. Мкртчан стал искать место для посадки. Но, подходящей площадки не нашлось и пилот принял решение приводняться". Собеседник отметил высокий уровень подготовки пилота. "Он аккуратно завалил вертолет набок, что можно было выбраться. При этом, правда, был раздавлен один из двух подвесных баков на 270 литров. Керосин стал вытекать и попал на раскаленный патрубок двигателя. Основной бак рассчитан на 600 литров, еще плюс 270 второй подвесной. Поскольку керосин легче воды он всплывал и весь выгорел".
По данным 47news, спасшиеся вызвали по телефону машину и уехали в Кириши. На следующий день на место крушения прилетел гидроплан. Его бортовые номера были скрыты. Но, предположительно это был самолет "Авиатех Л-42М" (бортовой номер RA-1733G). За штурвалом вероятно был владелец и пилот самолета 44-летний Андрей Баланев, а на борту сам Смирнов и его помощник Станислав Кирин. "Они собрали рыбу, крабов и уцелевшие вещи и документы внутри вертолета. Помогал им местный житель. Говорят, что крабов они купили в супермаркете в Петрозаводске", - рассказал 47news знакомый Смирнова. Про пилота Баланева известно, что он бизнесмен, учредитель фармацевтической и нефтрейдинговой фирм.
Фото из Фесбука Андрея Баланева
По данным 47news, упавший вертолет Ми-2 был собран методом крупноузловой сборки на основе фюзеляжа 1978 года у известного в авиационных кругах человека, который восстанавливает и собирает вертолеты. Его не трудно найти в сети. Объявления о продаже таких аппаратов размещаются на специализированных форумах. Конкретно вертолет Смирнова был приобретен им в Омске в конце 2012 года за 1,7 миллиона рублей. По словам знакомых Смирнова, перевозили его разобранным в фуре, а в Киришах вновь собрали. Естественно, никаких документов на него не оформлялось.
"Много народу летает на таких самоделках. Их партизанами зовут. Играет роль и цена. Начинается от миллиона. При этом, вертолет с документами стоит от 12 миллионов. Единственный способ легализации машины - это пропустить ее через заводской ремонт, но это стоит более 10 миллионов". Кстати, популярность Ми-2 обусловлена еще и возможностью легко найти запчасти. "Я вам за пару часов в Петербурге любой узел найду на Ми-2", - объяснил 47news человек, владеющий вертолетом.
Собеседники в авиационных кругах пояснили также, что летать легально категорически не выгодно. "На самособранный вертолет теоретически можно получить так называемый "единый экземпляр воздушного судна", но это, без преувеличения, два чемодана документов. Тема настолько зарегулирована, что все больше людей предпочитает летать себе потихоньку по своим делам и не связываться с государством. Тем более от легализации одни проблемы. Ведь, например у Ми-2 800 лошадиных сил, умножим на налог с одной лошади в размере около 150 рублей, плюс ежегодное продление летного сертификата - 75 тысяч, страховка, медкомисия. "Вроде везде понемногу, но набегает ощутимо", - поделился с 47news знакомый пилот.
Герои этой истории, до которых удалось дозвониться, отказались комментировать свое участие. Лишь помощник Смирнова, Станислав Кирин коротко отметил: "Вы путаете, это было не крушение, а вынужденная посадка. Не такая уж и редкость в авиамире".
Как стало известно 47news, в отношении пилота Виктора Мкртчана Федеральная служба по надзору в сфере транспорта возбудила пять дел об административном правонарушении: за полет без уведомления орган управления полетами, полет без действующего удостоверения пилота, полет без регистрационных знаков, полет без сертификата летной годности и покидания места происшествия без сообщения в контролирующие органы. Свою вину он признал и ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. 22 июня ведомство вынесло Мкртчану определение по каждому делу. Совокупно штрафы составили 9 тысяч рублей. Каждое нарушение обошлось в две тысячи. Кроме "полета без сертификата летной годности". Это нарушение стоило Мкртчану 1 тысячу рублей.
Об итогах проверки, которую после крушения начал Следком на транспорте в ведомстве говорить отказываются. "Расскажем, когда придет время. Сейчас проводятся экспертизы", - объяснили в пресс-службе.
Вертолет же и по сей день находится в Вачозере. "Куда ж ему деться. Вода сильно спала, почти вся эта железяка видна", - рассказала 47news жительница деревни Заозерье Надежда.
P.S. По информации 47news, Николай Смирнов не разочаровался в вертолетах и планирует приобрести новый. На этот раз иностранного производства стоимостью порядка 25 миллионов рублей.
Виктор Смирнов,
47news.ru