Во время соревнований по спортивному ориентированию в Киришском районе заблудился и умер от переохлаждения 11-летний Ян Рязанов. Организаторы мероприятия и тренер винят друг друга. А ребенка мог спасти мобильный телефон, которого при нем не было, и спасатели МЧС, которых пригласили поздно.
 
Днем 5 мая в столице республики Карелии Петрозаводске прощались с Яном Рязановым. Мальчик трагически погиб четырьмя днями ранее во время соревнований первенства Ленинградской области по спортивному ориентированию, проходивших в Киришском районе. В ходе прохождения маршрута длинной 2,5 километра, ребенок отклонился в сторону и заблудился. Несмотря на то, что в поисках приняли участие 226 человек, 46 единиц техники и два спасательных вертолета МЧС, мальчика обнаружили только утром следующего дня, через 17 часов и мертвым. Ян скончался от переохлаждения.
 
Напомним, спортивное ориентирование — вид спорта, в котором спортсмены при помощи специальной карты и компаса должны пройти контрольные пункты, расположенные на местности. На каждом пункте участник соревнований прикладывает специальный чип к считывателю, который и является контрольной точкой. Первенство Ленобласти по спортивному ориентированию, в котором, среди 25 гостей из Петрозаводска, принимал участие Ян, проходило в полутора километрах от базы отдыха "Киришского нефтеперерабатывающего завода" "Мечта". Старты 290 участников соревнований в возрасте от 10 до 55 лет начались в 15.00, последний должен был финишировать в 18.45.
 
Предполагается, что начав движение в 15.40, Ян дошел до первой контрольной точки за восемь минут, а затем сбился с маршрута и вышел на заброшенную дорогу — Старочудовский тракт. Как рассказал корреспонденту 47news организатор первенства и чемпионата по спортивному ориентированию Сергей Егоров, протяженность тракта ведущего от поселка Будогощь Ленинградской области до деревни Оскуй Новгородской области около 18-ти километров. Фактически это широкая просека, на которой в 30-х годах прошлого века планировали построить железную дорогу. Именно Старочудовский тракт, по словам Егорова, был обозначен как "аварийный азимут": если кто-то из участников соревнований заблудился, он должен был идти на юг, выходить на тракт и двигаться на восток в сторону Будогощи. Примерно через километр тракт пересекается с отмеченной специальными значками грунтовой дорогой, ведущей на базу "Мечта". Судя по всему, сбившись с пути Ян пошел на юг и вышел на тракт. Вот только пошел по нему не на восток, а на запад в сторону деревни Оскуй.
 
Максимальное время прохождения маршрута — два часа, и не дождавшись выхода Яна на финиш, в 18.20 к поискам приступили члены его клуба "Extrime". Через некоторое время к ним присоединилась группа на трех автомобилях под руководством Егорова, и число поисковиков достигло 35 человек. "Изначально предполагалось, что мы легко найдем парня. Дистанция, по которой шла возрастная группа 11-12 лет, была крайне простая. Шесть контрольных пунктов связаны ведущими в их направлениях просеками. Лес прозрачный, видимость метров 200, много тропинок, тепло было, около 15 градусов. Но ближе к 21 часу похолодало, а поиски в радиусе 3-х километров результата не дали. Я понял, что своими силами мы не справимся и вызвал спасателей МЧС. С этого момента группировка поисковиков только наращивалась. Мы искали до трех часов ночи, потом продолжили в семь утра", - рассказал Егоров.
 
Спасатели Старочудовский тракт обследовали, но на запад по нему прошли только 5 километров. В этом месте тракт спускается к реке Ингорь и пересекает ее небольшим мостом. В нескольким метрах от переправы возвышаются восьмиметровые каменные опоры основания для железнодорожного моста, который так и не был построен. Вероятно посчитав, что Ян не стал бы пересекать такое препятствие, не обозначенное на его карте, спасатели дальше не пошли. На следующий день тело мальчика найдут на другом берегу реки, на расстоянии в 2,5 километра от переправы. 
 
Поскольку Ян находился рядом с очевидными топографическими привязками: дорогой, рекой и недостроенным мостом, его мог спасти обычный звонок по мобильному телефону — спасатели легко определили бы его местонахождение по этим приметам. Однако телефона у ребенка не было. Формально такое условие задано правилами спортивного ориентирования, утвержденными приказом Минспортуризма РФ. Согласно им участник соревнований не имеет права выходить на дистанцию со средствами мобильной связи и другими радиоприемными и передающими устройствами, за исключением устройств выданных организатором. Однако, по словам Егорова, на деле это условие не распространяется на участников детских групп. Их никто не проверяет на наличие мобильной связи, и если тренер считает, что ребенок недостаточно уверен и нуждается в телефоне, он может его взять. Как, кстати, и любые другие полезные для выживания в лесу предметы: спички, запас продуктов и прочее. 
 
"Весь вечер шел дождь, к полуночи похолодало до двух градусов. У мальчика не было ни теплой одежды, ни спичек чтобы развести костер. Когда силы идти кончились, он просто замерз. Все это стечение целого ряда трагических обстоятельств — недостаточной подготовки ребенка, излишней уверенности его тренера, погодных условий", - заявил Егоров.
 
Юлия Семенова, тренер погибшего мальчика, с мнением организатора мероприятия категорически не согласна. "Дистанция для детей в возрасте 10-12 лет была очень сложная. Контрольные пункты спрятаны в ямках, просеки, о которых говорит Егоров — едва видны. Ограничивающие место проведения соревнований для детей ориентиры, которые просто обязаны быть по правилам, отсутствовали. У меня из пяти детей маршрут смог закончить только один. Трое не дошли до финиша и вернулись, а Ян заблудился и погиб", - рассказала журналисту Юлия Семенова.
 
По ее словам, информацию о местности перед стартами тренерам не  передали, и Ян, уходя на маршрут не знал о том, что ему нельзя пересекать реку Ингорь, а на выданной ему карте был отмечен лишь крошечный участок Старочудского тракта без всяких пометок.
 
"Мобильный телефон Ян сам не взял. Он уже два года занимался ориентированием, недавно получил второй юношеский разряд и был очень в себе уверен. Убежал в одной майке. Да и вряд ли мобильный помог бы — его оператор связи не принимал даже на базе "Мечта", -  объяснила Юлия Семенова.
 
Также тренера возмутило отношение организаторов к сообщению об исчезновении Яна - хотя по правилам вида спорта судьи должны оставаться на месте до финиша последнего участника, в 19.00 там были только сами соревнующиеся. Судьи и административный персонал уехали на базу, и дозвониться до них гостям из Карелии удалось только через час.
 
Конкретных ответственных за гибель ребенка устанавливает Следственный комитет по Ленинградской области, который возбудил уголовное дело по халатности, повлекшей по неосторожности смерть человека.
 
Уже на данном этапе сотрудники правоохранительных органов фиксируют факт позднего обращения организаторов мероприятия в МЧС, что "не позволило своевременно начать полномасштабные поисковые мероприятия в светлое время суток". Также следствие установило, что организаторами соревнования по спортивному ориентированию не были обеспечены нормы безопасности, перечисленные в Положении об официальных соревнованиях Ленобласти.
 
В обстоятельствах трагедии будет разбираться и контрольная комиссия, созданная по решению губернатора региона Александра Дрозденко. Специалисты по спорту должны скорректировать регламент соревнований по ориентированию исходя из опыта произошедшей трагедии. На памяти старожилов этого вида спорта участник соревнований погибает впервые. Вероятно, именно неожиданностью такого исхода можно объяснить весьма поверхностное отношение к нормам безопасности как со стороны организаторов, так и со стороны участников соревнований.
 
На вопрос корреспондента 47news о спичках, продуктах, ноже и других полезных для выживания в лесу предметах, Юлия Семенова ответила:
 
-Таких случаев не было еще, и никто ничего с собой не берет. Это же спорт. Дети и взрослые просто бегут дистанцию, никто не планирует оказаться в лесу надолго.
 
Артем Шалякин,
47news