Почти двадцать лет каждое лето почетный гражданин Санкт-Петербурга Михаил Бобров жил на даче во Всеволожском районе Ленинградской области. В марте 2011 года ему и его семье был поставлен ультиматум: либо заплатить за землю 350 тысяч долларов, либо собирать вещи. Выяснилось, что близкий друг Боброва-младшего решил продать участок, который сам же ему практически подарил в начале 90-х.

История началась в постперестроечном 1992 году, когда администрация Всеволожского района Ленинградской области выделила некоей компании «Дизайн-центр «Стиль» земельный участок площадью 74 Га в районе «Лемболовской твердыни» «под организацию подсобного хозяйства из фонда городского Совета в постоянное пользование». Один из соучредителей фирмы, Дмитрий Щур, предложил своему другу Александру Боброву (сыну Михаила Боброва — прим. ред.) поучаствовать в проекте по освоению земли – ему было передано право пользования частью земли площадью 0,5 Га, находящейся в бессрочном владении фирмы. Переданный участок, как выяснилось, находился на земле, которая через несколько лет была передана на правах аренды конкретно Дмитрию Щуру.

По сути, ни о каком ведении фермерского хозяйства в классическом понимании слова, конечно, не шло, и люди отчетливо понимали: пока государство дает бесплатно землю, надо брать. Бобров с семьей, к примеру, высаживал на участке деревья, плодово-ягодные кустарники, строил дом. То, что дачный участок не оформлен в собственность, его не смущало: с юридическими владельцами участка слишком давно знакомы, чтобы сомневаться в его порядочности. Тем более землю давно обещали перевести в собственность.

«Мы ведь буквально за год с семьей построили дом площадью 150 квадратных метров, стали часто приезжать на дачу – и мои родители, и дети. Я, конечно, знал, что занимаюсь хозяйством на земле, которая мне не принадлежит, но терпеливо ждал, когда ее оформят. Мой тогда еще друг, Дмитрий Щур, успокаивал меня, обещал, что как только он оформит землю в собственность на себя, то оформит и на меня участок тоже в собственность», - говорит Бобров.

Но в марте 2011 года Бобров узнал, что в собственность земельный участок господин Щур все же перевел, став владельцем 5,30 Га и даже зарегистрировал на нем дачное некоммерческое партнерство «Солнечные полянки». Каким образом ему удалось это сделать, история умалчивает.

По словам Боброва, Щур провел регистрацию 25 участков земли по 20 соток каждый и выставил их на продажу по цене 7200 долларов за сотку. «Он пришел и сказал мне – выкупай участок за 350 тысяч долларов. Таких денег у меня конечно нет, выкупить участок я не могу. Поэтому к моему дому перекрыли проезд, мы, конечно, вещи еще не собрали и будем за него бороться. Тем более что в этом доме в последнее время практически на постоянной основе жил мой отец, Михаил Бобров, который является не много не мало почетным гражданином Санкт-Петербурга», - говорит Бобров-младший.

Сейчас семье Бобровых остается уповать только на органы власти Ленинградской области и России: отправлено обращение к депутату Государственной думы Андрею Лебедеву, который, в свою очередь, направил депутатский запрос прокурору Ленобласти Сергею Литвиненко, с просьбой разобраться, как Щур смог оформить данный участок в собственность. Взывать к совести или каким-то еще человеческим чувствам, по всей видимости, уже нет смысла.

Сам Дмитрий Щур не считает, что чем-то обязан своему другу. Он так прокомментировал корреспонденту 47News сложившуюся ситуацию: «Разговор о земле с Александром Бобровым имел место в 1993 году, тогда было другое законодательство. Сейчас все поменялось, и земля имеет иное назначение. От предложения выкупить землю по договорной цене он отказался. Я в течение многих лет платил аренду за землю, и господин Бобров в этом не участвовал, так что теперь ничем ему не могу помочь. А ссылки на то, что отец Боброва – почетный гражданин Петербурга и пожилой человек… Так я тоже на пенсии».

Конечно, эта история частная и в ней описан конфликт местного значения. Но таких историй по всей Ленинградской области наверняка немало. Сколько именно - подсчитать невозможно, как и определить денежный порог, после которого закадычные друзья становятся злейшими врагами. В данном конкретном случае он равняется 350 тысячам долларов, где-то сумма измеряется в рублях, а где-то и в копейках.

Справка:

Михаил Бобров. Заслуженный тренер РФ. Почетный гражданин Санкт-Петербурга. Родился 11 августа 1923 года в Петрограде. В годы Великой Отечественной войны участвовал в маскировке высотных доминант Ленинграда.

Занесен в «Книгу рекордов Гиннеса» как старейший в мире покоритель Северного полюса.

Юлия Гильмшина, 47News